№ 2 С.В. Субботин (аспирант кафедры этнологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ ТУВИНЦЕВ: ПОВСЕДНЕВНОСТЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАРРАТИВЫ** Статья посвящена роли женщины в традиционном тувинском обществе. <...> В литературе, особенно советского периода, было очень популярно мнение о крайне приниженном положении тувинской женщины, об ограничении ее свободы в дореволюционные годы, о если не рабском, то, во всяком случае, подчиненном по отношению к мужчине положении в семье. <...> Однако ряд этнологических материалов свидетельствует об обратном: о высокой степени ее свободы и уважении к ней. <...> В статье последовательно рассматриваются и анализируются аргументы в пользу каждого из этих подходов и делается вывод о неоднозначности положения женщины-тувинки в дореволюционные годы. <...> * * * Одной из важнейших вех в истории тувинского народа можно считать провозглашение в августе 1921 г. Всетувинским учредительным хуралом (съездом) независимой Народной Республики Танну-Тува (с 1926 г. — Тувинская Народная Республика, ТНР). <...> Начавшие происходить изменения сильно сказались на женской половине общества. <...> Находившаяся у власти Тувинская народнореволюционная партия (ТНРП) проводила курс по вовлечению женщин-араток2 в активную общественно-политическую и хозяйственную жизнь Тувы. <...> Важнейшей составляющей данного курса должна была стать борьба «с семейным и бытовым закрепощением» тувинок3. <...> Так, согласно В.И. Ленину, трудовые женщины в условиях капитализма оставались в «домашнем рабстве», «домашними рабынями», будучи задавлены самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашне-семейного хозяйства»4. <...> С другой стороны, в ней (в этой установке) нашло свое отражение представление о крайне приниженном положении тувинской женщины в дореволюционные годы, о если не рабском, то, во всяком случае, подчиненном <...>