РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ: ОТ ТРАДИЦИОННОГО К СОВРЕМЕННОМУ ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ КНИГИ «РУССКИЙ ЯЗЫК В УПРАЖНЕНИЯХ» (с чего все началось и как это было) С.А. Хавронина Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 Статья рассказывает об истории создания учебного пособия «Русский язык в упражнениях», его методических признаках (свойствах, качествах) и востребованности в иностранной аудитории. <...> Ключевые слова: начальный этап обучения, практическая грамматика, система упражнений, методическая концепция, учебник лингвоориентированного типа. <...> Для нормального полноценного учебного процесса было подготовлено все: оборудованы аудитории и кабинеты, набран штат сотрудников, составлено расписание, для преподавателей организован месячный семинар повышения квалификации. <...> В тот год работал только подготовительный факультет, только кафедра русского языка. <...> С самого начала преподаватели кафедры столкнулись с одной очень серьезной проблемой — отсутствием необходимой учебной литературы по русскому языку для иностранцев. <...> Единственный к тому времени «Учебник русского языка для студентов-иностранцев» И.М. Пулькиной и Е.Б. Захавы-Некрасовой (1958) не годился для работы с начинающими, а «Учебник русского языка для иностранных студентов, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР» (ред. <...> Надо было выходить из положения своими силами, и вся армия преподавателей-русистов университета была буквально мобилизована на работу по созданию материалов для занятий. <...> Одни подбирали и адаптировали тексты, другие готовили задания для работы в фонетической лаборатории, третьи составляли диалоги, четвертые писали упражнения. <...> 5 Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания, 2014, №1 Множительной техники типа современных ксероксов тогда не было, и подготовленные материалы «размножали», печатая <...>