Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 643261)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Братья Карамазовы. Часть 2

0   0
Первый авторДостоевский Федор Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц58
ID4115
Кому рекомендованоРоманы
Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы. Часть 2 : Роман / Ф.М. Достоевский .— : [Б.и.], 1881 .— 58 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/4115 (дата обращения: 29.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федор Михайлович Достоевский Братья Карамазовы РОМАН В ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЯХ С ЭПИЛОГОМ <...> Алеша стоял подле старца, который опять пересел в кресло. <...> Алеша упомнил потом кое-что из того, что он тогда сказал. <...> Любите друг друга, отцы, - учил старец (сколько запомнил потом Алеша). <...> Греха своего не бойтесь, даже и сознав его, лишь бы покаяние было, но условий с богом не делайте. <...> Все ожидали чего-то немедленного и великого тотчас по успении старца. <...> Алеша отлучился из кельи лишь потому, что был таинственно вызван, чрез одного монаха, прибывшим из города Ракитиным, со странным письмом к Алеше от г-жи Хохлаковой. <...> Но затем, простив ей по неведению, прибавил "как бы смотря в книгу будущего" (выражалась г-жа Хохлакова в письме своем) и утешение: "что сын ее Вася жив несомненно, и что или сам приедет к ней в скорости, или письмо пришлет, и чтоб она шла в свой дом и ждала сего. <...> И что же? прибавляла в восторге госпожа Хохлакова: пророчество совершилось даже буквально, и даже более того". <...> Г-жа Хохлакова настоятельно и горячо умоляла Алешу немедленно передать это свершившееся вновь "чудо предсказания" игумену и всей братии: "это должно быть всем, всем известно!" восклицала она, заключая письмо свое. <...> Так как отцу Паисию монашек сообщил просьбу Ракитина раньше, чем Алеше, то Алеше, придя на место, осталось лишь, прочтя письмецо, сообщить его тотчас же отцу Паисию в виде лишь документа. <...> - То ли еще узрим, то ли еще узрим! - повторили кругом монахи, но отец Паисий, снова нахмурившись, попросил всех хотя бы до времени вслух о сем не сообщать никому, "пока еще более подтвердится, ибо много в светских легкомыслия, да и случай сей мог произойти естественно", - прибавил он осторожно, как бы для очистки совести, но почти сам не веруя своей оговорке, что очень хорошо усмотрели и слушавшие. <...> Всех же более, казалось, был поражен совершившимся чудом вчерашний <...>
Братья_Карамазовы._Часть_2.pdf
Федор Михайлович Достоевский Братья Карамазовы РОМАН В ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЯХ С ЭПИЛОГОМ * ЧАСТЬ ВТОРАЯ. * КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ Надрывы I. ОТЕЦ ФЕРАПОНТ. Рано утром, еще до света, был пробужден почувствовал себя весьма слабым, хотя переживу наступившего и пожелал Алеша. Старец проснулся с постели пересесть кресло. Он был в полной памяти; лицо же его было хотя и весьма но ясное, почти радостное, а взгляд веселый, приветливый, зовущий. "Может не исповедаться и причаститься немедленно. Духовником Паисий. По совершении обоих иеромонахи, келья мало-по-малу таинств началось день. Стали приходить и из монастыря. Когда всеми возжелал проститься и всех всегда наполнилась скитниками. Наступил меж целовал. По прежде выходили и уступали другим. Алеша стоял подле старца, который пересел в кресло. Он говорил и учил сколько мог, голос его, хоть и был еще довольно тверд. "Столько лет учил вас, и стало бы, чем братия милые, даже и теперь при слабости моей", - пошутил хоть и в утомленное, и дня сего", сказал он Алеше; затем возжелал его был отец соборование. Собрались тем кончилась служба, старец со тесноте кельи, приходившие опять вслух говорил, что как бы и привычку взял говорить, а говоря вас учить, и до того сие, что молчать мне почти и труднее было быть столько говорить, отцы взирая на толпившихся около него. Алеша упомнил потом кое-что из того, что он тогда сказал. Но хоть и внятно говорил, и твердым, но речь его была довольно несвязна. Говорил он о многом, казалось, хотел бы все сказать, все высказать еще раз, пред смертною всего недосказанного в жизни, и не поучения лишь одного ради, а жаждая поделиться радостью и восторгом своим со всеми и вся, излиться слабый, лет и он, умиленно и голосом достаточно минутой, изо как бы еще раз в жизни сердцем своим... "Любите друг друга, отцы, - учил старец (сколько запомнил потом Алеша). - Любите народ божий. - Не святее же мы мирских за то, что сюда пришли и сих стенах затворились, а напротив, всякий сюда пришедший, уже что пришел сюда, познал про себя, что он хуже всех мирских и всех и земле... И чем долее потом будет жить инок в стенах своих, тем чувствительнее должен и сознавать сие. Ибо в противном случаем не за чем ему было и приходить сюда. Когда же познает, что не только он хуже всех мирских, но и пред всеми людьми за всех и за вся виноват, за все земле. Сие сознание мировые и единоличные, то тогда лишь цель нашего единения знайте, милые, что каждый единый из нас виновен за всех и за вся несомненно, не только по общей мировой вине, а людей и за всякого человека на сей грехи людские, достигнется. Ибо на земле единолично каждый за всех есть венец пути иноческого, да и всякого на земле человека. Ибо иноки не иные суть человеки, а лишь только такие, какими и всем на земле людям быть надлежало бы. Тогда лишь и умилилось бы сердце наше в любовь бесконечную, вселенскую, не знающую насыщения. Тогда каждый из вас будет в силах весь мир любовию слезами своими мировые грехи омыть... Всяк ходи около сердца приобрести с богом не малыми, не гордитесь своего, всяк себе исповедайся неустанно. Греха своего не бойтесь, даже и сознав его, лишь бы покаяние было, но условий гордитесь. Не гордитесь пред ненавидьте и делайте. Паки говорю, - не и пред отвергающих вас, позорящих тако: спаси вас, поносящих вас и много добрых, наипаче всех, господи, за пуще в великими. Не на помолиться, спаси и тех, кто не хочет тебе молиться. И прибавьте тут же: не по гордости моей молю о сем, господи, ибо и сам мерзок есмь паче придут со всех стран и отобьют у вас стадо ваше. Толкуйте всех корыстолюбии, то народу неустанно... Не лихоимствуйте... Сребра и золота не любите, не держите... Веруйте и знамя держите. Высоко возносите его..." Старец впрочем говорил отрывочнее, чем здесь было изложено и записал потом Алеша. Иногда он пресекал говорить совсем, как бы собираясь он келье и около вас клевещущих. Не ненавидьте атеистов, злоучителей, материалистов, даже злых из них, не токмо добрых, ибо и из них Поминайте их на молитве в наше время. кого некому и вся... Народ божий любите, не отдавайте стада отбивать пришельцам, ибо если заснете в лени и в брезгливой гордости вашей, а Евангелие как с силами, задыхался, но был как бы в восторге. Слушали его с умилением, хотя многие и дивились словам его и видели в них темноту... Потом все эти вспомнили. Когда Алеше случилось на минуту отлучиться из кельи, то поражен всеобщим волнением и ожиданием толпившейся в братии. Ожидание было между иными почти тревожное, у Все ожидали чего-то немедленного и великого из Ожидание это с одной точки зрения было почти как тотчас бы города сообщала других торжественное. по успении старца. и легкомысленное, но даже и самые строгие старцы подвергались сему. Всего строже было лицо старца иеромонаха Паисия. Алеша отлучился из кельи лишь потому, что был таинственно вызван, чрез одного монаха, прибывшим письмом к Алеше от г-жи Хохлаковой. Та Ракитиным, со странным Алеше одно женщинами, приходившими у него, была чрезвычайно кстати пришедшее известие. Дело состояло в том, что вчера верующими простонародными благословиться поклониться в Сибирь, в унтер-офицерская вдова. Спрашивала она старца: можно ли ей помянуть своего Васеньку, заехавшего по службе далеко поминание подобным колдовству. Но затем, простив старцу одна городская старушка, Прохоровна, сыночка которого она уже год не получала никакого известия, вместо покойника рода Иркутск, и от в церкви за упокой? На что старец ответил ей со строгостию, запретив и назвав такого ей по любопытное, между и слова был кельи и в тем самым, вся на
Стр.1