40 ИНТЕГРАЦИЯ Применение датчиков счисления пути для навигационного обеспечения наземного транспорта, использующего приемники спутниковых РНС Геннадий Худяков, д. т. н., профессор, Анна Белова В течение последних десяти лет использование аппаратуры современных спутниковых радионавигационных систем гражданскими пользователями в России и за рубежом приобретает массовый характер, особенно в городских условиях — в рамках развития новой области технического обеспечения логистических технологий: интеллектуальных транспортных систем [1, 2]. <...> Как известно [1, 2], для местоопределения с помощью среднеорбитальных спутниковых систем радионавигации GPS и ГЛОНАСС (спутниковых РНС — СРНС) необходимо, чтобы в зоне прямой видимости антенны приемоизмерителя (ПИ) СРНС было в наличии не менее четырех спутников радионавигационной системы. <...> Однако не во всех точках земной поверхности удается выполнить это условие: на городских территориях часто происходит врйменное пропадание сигналов СРНС вследствие затенения сигналов спутниковых РНС городскими постройками. <...> Для непрерывного высокоточного местоопределения наземных транспортных средств (НТС) — в течение периода врйменного отсутствия сигналов необходимого созвездия системы СРНС — можно применять комплексирование бортового приемоизмерителя данной системы с датчиками счисления пути: спидометрами, одометрами, гироскопами, акселерометрами, датчиками угла поворота НТС и т. п. <...> Эти датчики передают информацию о местоположении НТС, не зависящую от наличия или условий приема необходимых сигналов радионавигационной системы, при наличии реперных точек, координаты которых известны с высокой степенью точности (1–2 м). <...> Оптимальная обработка в бортовом процессоре измерительной информации, получаемой от датчиков счисления пути, совместно с данными приемоизмерителя спутниковой РНС должна обеспечить непрерывное местоопределение НТС — при врйменном отсутствии <...>