Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639001)
Контекстум
Электро-2024

"Шаляпин в ""Мефистофеле"""

0   0
Первый авторДорошевич Влас Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID4102
Аннотация(Из миланских воспоминаний)
Кому рекомендованоРассказы и фельетоны
Дорошевич, В.М. "Шаляпин в ""Мефистофеле""" : Очерк / В.М. Дорошевич .— : [Б.и.], 1905 .— 7 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/4102 (дата обращения: 17.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. М. Дорошевичъ Шаляпинъ въ "Мефистофел&#1123;" (Изъ миланскихъ воспоминаній) Дорошевичъ В. М. <...> Въ половин&#1123; восьмого Арриго Бойто разд&#1123;лся и легъ въ постель. <...> Пятнадцать л&#1123;тъ тому назадъ "Мефистофель" въ первый разъ былъ поставленъ въ "Scala1". <...> Арриго Бойто, одинъ изъ талантлив&#1123;йшихъ поэтовъ и композиторовъ Италіи, -- долго, съ любовью работалъ надъ "Мефистофелемъ". <...> Ему хот&#1123;лось возсоздать въ опер&#1123; Гётевскаго "Фауста", -- вм&#1123;сто разсыропленнаго, засахареннаго, кисло-сладкаго "Фауста" Гуно. <...> Онъ переводилъ и укладывалъ въ музыку Гётевскія слова. <...> 15 л&#1123;тъ тому назадъ "Мефистофель" былъ поставленъ въ "Scala". <...> Сегодня пересмотръ "д&#1123;ла объ Арриго Бойто, написавшемъ оперу "Мефистофель"". <...> Въ качеств&#1123; защитника приглашенъ какой-то Шаляпинъ, откуда-то изъ Москвы. <...> Н&#1123;тъ на оперной сцен&#1123; артиста, который создалъ бы Гётевскаго Мефистофеля, настоящаго Гётевскаго Мефистофеля. <...> Онъ разд&#1123;лся, легъ въ постель, поставилъ около себя растворъ брома: -- Никого не пускать, кром&#1123; посланнаго изъ театра! <...> Секретарь театра "Scala" сид&#1123;лъ подавленный и убитый: -- Что будетъ? <...> , въ его отсутствіе, подали карточку: -- Signor такой-то, директоръ клаки театра "Scala". <...> Ко мн&#1123; въ домъ явился какой-то шефъ клаки, -- писалъ Шаляпинъ, -- и предлагалъ купить аплодисменты. <...> И по чудному театру "Scala", -- съ его единственнымъ, божественнымъ резонансомъ, -расплывается мягкая, бархатная могучая нота красавца-баса. <...> Арриго Бойто, какъ на операціонномъ стол&#1123;, лежалъ у себя на кровати. <...> Передъ посл&#1123;днимъ актомъ влет&#1123;лъ одинъ изъ директоровъ театра: -- Фракъ для маэстро! <...>
Шаляпин_в_Мефистофеле.pdf
В. М. Дорошевичъ Шаляпинъ въ "Мефистофелѣ" (Изъ миланскихъ воспоминаній) Дорошевичъ В. М. Собраніе сочиненій. Томъ IV. Литераторы и общественные дѣятели. -М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1905. -- С. 203 Представленіе "Мефистофеля" начиналось въ половинѣ девятаго. Въ половинѣ восьмого Арриго Бойто раздѣлся и легъ въ постель. -- Никого не пускать, кромѣ посланныхъ изъ театра. Онъ поставилъ на ночной столикъ растворъ брома. И приготовился къ "вечеру пытокъ". Словно приготовился къ операціи. Пятнадцать лѣтъ тому назадъ "Мефистофель" въ первый разъ былъ поставленъ въ "Scala1". Арриго Бойто, одинъ изъ талантливѣйшихъ поэтовъ и композиторовъ Италіи, -- долго, съ любовью работалъ надъ "Мефистофелемъ". Ему хотѣлось возсоздать въ оперѣ Гётевскаго "Фауста", -- вмѣсто разсыропленнаго, засахареннаго, кисло-сладкаго "Фауста" Гуно. Настоящаго Гётевскаго "Фауста". Настоящаго Гётевскаго Мефистофеля. Онъ переводилъ и укладывалъ въ музыку Гётевскія слова. Онъ ничего не рѣшался прибавить отъ себя. У Гёте Мефистофель появляется изъ пуделя. Это невозможно на сценѣ. Какъ сдѣлать? Бойто бьется, роется въ средневѣковыхъ нѣмецкихъ легендахъ "о докторѣ Фаустѣ, продавшемъ свою душу чорту". Находитъ! Въ одной легендѣ чортъ появляется изъ монаха. 15 лѣтъ тому назадъ "Мефистофель" былъ поставленъ въ "Scala". Мефистофеля исполнялъ лучшій басъ того времени. 15 лѣтъ тому назадъ публика освистала "Мефистофеля". Раненый въ сердце поэтъ-музыкантъ съ тѣхъ поръ въ ссорѣ съ миланской публикой. Онъ ходитъ въ театръ на репетиціи. На спектакль -- никогда. Мстительный итальянецъ не можетъ забыть. "Забвенья не далъ Богъ, да онъ и не взялъ бы забвенья". Онъ не желаетъ видѣть: -- Этой публики! Затѣмъ "Мефистофель" шелъ въ другихъ театрахъ Италіи. Съ огромнымъ успѣхомъ. "Мефистофель" обошелъ весь міръ, поставленъ былъ на всѣхъ оперныхъ сценахъ. Отовсюду телеграммы объ успѣхѣ. Но въ Миланѣ его не возобновляли. И вотъ сегодня "Мефистофель" апеллируетъ къ публикѣ Милана. Сегодня пересмотръ "дѣла объ Арриго Бойто, написавшемъ оперу "Мефистофель"". Пересмотръ несправедливаго приговора. Судебной ошибки. Въ качествѣ защитника приглашенъ какой-то Шаляпинъ, откуда-то изъ Москвы. Зачѣмъ? Почему? Говорятъ, онъ создалъ Мефистофеля въ оперѣ Гуно. А! Такъ вѣдь то Гуно! Нѣтъ на оперной сценѣ артиста, который создалъ бы Гётевскаго Мефистофеля, настоящаго Гётевскаго Мефистофеля. Нѣтъ! На репетиціи Бойто, слушая свою оперу, сказалъ, ни къ кому не обращаясь: --Мнѣ кажется, въ этой оперѣ есть мѣста, которыя не заслуживаютъ свиста! Онъ слушалъ, онъ строго судилъ себя.
Стр.1