Курышева Кафедра психологии Волгоградский государственный университет пр. <...> Университетский, 100, Волгоград, Россия, 400062 В работе приводятся результаты эмпирического исследования структуры и содержания возрастных схем самости подростков. <...> Результаты показывают, что базовыми компонентами возрастной схемы подростков являются обобщенные представления о возрасте, которые связаны с взаимоотношениями с противоположным полом, внешностью и планами на будущее. <...> Ведущей тенденцией возрастной схемы самости является построение жизненной перспективы. <...> Доказывается взаимосвязь силы возрастной схематизации и субъективного возраста. <...> Ключевые слова: социальное познание, схемы самости, возрастные схемы самости, процесс схематизации, субъективный возраст. <...> Одним из центральных процессов социального познания является процесс схематизации. <...> В самом общем виде его содержанием является включение какойлибо категории, будь то личность, ситуация или явление, в определенную схему, которая уже имеется в опыте человека. <...> Социальные схемы могут быть определены как когнитивные структуры, которые репрезентируют «знания о концепте или типе стимула, включая его признаки и отношения в ряду других атрибутов» [3. <...> ]. Являясь своеобразным индивидуальным резюме социального мира, схемы представляют собой совокупность взаимосвязанных мыслей, аттитюдов, представлений, обеспечивающих возможность быстрого распознавания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов. <...> Социальные схемы позволяют легко кодировать и категоризировать новую информацию на основании уже имеющихся знаний и представлений вместо того, чтобы всякий раз начинать ее освоение с чистого листа. <...> В теории социального познания показано, что схемы как обобщенные знания касаются не только объектов и явлений окружающего мира, но также и самих индивидов. <...> Обобщенные знания относительно собственной персоны получили название схемы самости (self-schemas <...>