Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644910)
Контекстум
Специальное образование  / №1 2016

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (125,00 руб.)

0   0
Первый авторКалинина
АвторыРучкина В.П.
Страниц13
ID406513
АннотацияКультура математической речи является составной частью общей культуры человека. Хорошо развитая речь обеспечивает осознанное освоение содержания курса математики учащимися начальных классов, формирование коммуникативных учебных действий, достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Анализ педагогической практики свидетельствует о низком уровне развития математической речи младших школьников. Недостатки в развитии математической речи учащихся начальной школы являются следствием недостаточной теоретической и методической разработанности многих аспектов этого вопроса. Поэтому представляется перспективным поиск средств совершенствования формирования математической речи. В современной литературе существует несколько подходов к изучению математического языка: семантический и синтаксический. Сочетание этих подходов к построению и изучению математической речи означает, что грамматические правила литературного языка, конструкции из математических и логических терминов должны получить семантическое толкование и в тех случаях, когда они формулируются как синтаксические. Семантические и синтаксические отношения необходимо рассматривать совместно с учебной деятельностью. В качестве психологической основы усвоения математической речи может выступать теория деятельности. Семантические умения основываются на действии семантизации языковых единиц, состоящем в соотнесении знака и его значения в мышлении. Синтаксические умения основываются на правилах построения и преобразования языковых единиц. На основе анализа строения математического языка, кроме вышеназванных умений, выявлены умения знакового моделирования, интерпретации формальных математических выражений. В обучении математике младших школьников используется как естественный, так и специальный язык — математический. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики. Работу по развитию математической речи можно вести двумя путями: через подражание речи учителя и через целенаправленное обучение. Если учитель будет целенаправленно заботиться об освоении учащимися понятийного аппарата математики, то речь станет средством развития умственной деятельности и основой для формирования коммуникативных учебных действий.
Калинина, Г.П. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ / Г.П. Калинина, В.П. Ручкина // Специальное образование .— 2016 .— №1 .— С. 62-74 .— URL: https://rucont.ru/efd/406513 (дата обращения: 11.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Хорошо развитая речь обеспечивает осознанное освоение содержания курса математики учащимися начальных классов, формирование коммуникативных учебных действий, достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. <...> Анализ педагогической практики свидетельствует о низком уровне развития математической речи младших школьников. <...> Недостатки в развитии математической речи учащихся начальной школы являются следствием недостаточной теоретической и методической разработанности многих аспектов этого вопроса. <...> Поэтому представляется перспективным поиск средств совершенствования формирования математической речи. <...> В современной литературе существует несколько подходов к изучению математического языка: семантический и синтаксический. <...> Сочетание этих подходов к построению и изучению математической речи означает, что грамматические правила литературного языка, конструкции из математических и логических терминов должны получить семантическое толкование и в тех случаях, когда они формулируются как синтаксические. <...> Семантические и синтаксические отношения необходимо рассматривать совместно с учебной деятельностью. <...> В качестве психологической основы усвоения математической речи может вы62 Код ВАК 13.00.03 G. <...> Ruchkina Ekaterinburg, Russia DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL SPEECH IN PRIMARY SCHOOL Abstract. <...> The culture of mathematical speech is an integral part of the human culture. <...> Analysis of teaching practice indicates a low level of development of mathematical speech of junior schoolchildren. <...> Deficiencies in the development of mathematical speech of primary school pupils are the result of a lack of theoretical and methodological elaboration of many aspects of this issue. <...> Semantic skills are based on the action of semanticization of language units, consisting in the correlation of the sign Специальное образование. <...> Семантические умения основываются на действии семантизации языковых единиц, состоящем в соотнесении знака и его значения в мышлении. <...> Синтаксические умения основываются на правилах построения и преобразования языковых единиц. <...> На основе анализа строения математического языка, кроме вышеназванных умений, выявлены умения знакового <...>