—2014 НАУКА И ТЕХНИКА №8— Сергей Дроздов ПЕРВЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ «АНТОНОВ» АН-148 Исследования по самолету, способному заменить на пассажирских линиях Ту-134 и Як-42, а заодно и Ан-24 с Як-40, начались в АНТК Антонова еще в начале 90-х. <...> Первоначально его планировали создать на базе довольно успешно эксплуатировавшихся машин семейства Ан-72/74. <...> Так, в 2001 году создан самолет Ан-74ТК-300, на котором двигатели перенесли с верхней части крыла под него (справедливости ради стоит отметить, что подобного рода конструкторское решение уже использовалось «антоновцами» в конце 60-х при работе над военно-транспортным самолетом Ан-60). <...> Это дало свои плюсы — пожертвовав так и не востребованной возможностью КВП, удалось увеличить скорость машин. <...> Но вот по топливной эффективности даже модернизированная машина не могла конкурировать с существовавшими на то время региональными самолетами. <...> Тогда-то и было принято решение о начале работ по проекту пассажирского самолета Ан-74-68, который должен был получить новое крыло, более длинный по сравнению с Ан74 фюзеляж и новые двигатели Д-36 5-й сер. с измененной конструкцией реверса. <...> По сравнению с «Чебурашкой», он получил более длинный фюзеляж увеличенного диаметра, крыло новой конструктивно-силовой схемы и новые двигатели Д-436-148 с электронной цифровой системой управления. <...> Так, осенью 2004 года в ходе проведения очередного авиасалона «Авиасвит-XXI» ГП «АНТОНОВ», ОАО «ВАСО» (Воронежское акционерное авиастроительное общество), ОАО «ИФК» (Ильюшин Финанс Ко.), КиГАЗ «Авиант» (в настоящее время — «Серийный завод «Антонов»), Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) подписали «Соглашение о взаимодействии при коопе44 сентябре 2002 года на заводе «Авиант» началась сборка первых трех прототипов новой машины, а в следующем рированном серийном производстве, реализации, техническом сопровождении эксплуатации самолета Ан-148». <...> В дальнейшем это помогло сгладить <...>