—2014 НАУКА И ТЕХНИКА №8— Сергей Шумилин ЧАСТЬ 2 СИБИРСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ НА ТЕМУ БРОНЕПОЕЗДОВ «Первый морской бронепоезд имени В.И. Ленина». <...> Этот бронепоезд был построен для Красной армии на Мотовилихинском заводе в ноябре 1918 года и выглядел настоящим линкором на фоне других импровизированных сибирских бронепоездов. <...> Это и не удивительно, для его создания были разоружены и разбронированы бронепароходы Камской флотилии бронесудов — «Александр» и «Медведь». <...> На вооружении бронепоезда имелось четыре 75-мм морских орудия, 16 станковых пулеметов типа «Максим» и ручное оружие по числу личного состава. <...> Все они прибыли с бронепарохода «Медведь» Камской бронефлотилии. <...> В декабре 1918 года командиром «Первого морского бронепоезда имени В.И. Ленина» был назначен бывший командир бронепарохода «Медведь» балтийский матрос С. Деревцов <...> Утром 8 декабря «Первый морской бронепоезд имени В.И. Ленина» был отправлен на лысьвенский участок фронта. <...> К Лысьве бронепоезд прибыл, когда части 29-й пехотной дивизии, оставив город под натиском превосходящих сил противника, уже отходили к станции Калино. <...> 11 декабря под угрозой окружения бронепоезд отошел к станции Селянка, получив задачу обеспечить охрану участка Уральской железной дороги от Чусовской до Перми. <...> Но здесь он был остановлен убийственным огнем из пулеметов и орудий бронепоезда «В.И. Ленин». <...> Понеся огромные потери, не выдержав ураганного огня, противник в панике бежал, оставив массу убитых». <...> Здесь 24 декабря в ходе штурма города колчаковскими частями «Пердекабре 1918 года в захваченной Перми колчаковцам достался еще один очень ценный трофей — вый морской бронепоезд имени В.И. Ленина» выдвинулся к станции Пермь-II, за железнодорожный мост, где завязались боевые действия. <...> Однако из-за образовавшейся на путях «пробки» из паровозов и вагонов бронепоезд не мог маневрировать и превратился в неподвижную мишень, по которой колчаковцы сосредоточили артиллерийский огонь <...>