М. А. БОБРИК МАРГИНАЛИИ К БЕРЕСТЯНЫМ ГРАМОТАМ… И ПАМЯТНИКАМ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЭПИГРАФИКИ А. А. <...> Шесть бьбороко (БГ № 7) Во фрагментарно сохранившейся берестяной грамоте № 7 (посл. четв. <...> Во втором издании книги А. А. Зализняка «Древненовгородский диалект» [ДНД-2: 452] «странное бьбороко» интерпретируется как «возможно, просто описка вместо бьборово». <...> О вариации И. и В. в древненовгородских помянниках Среди текстов церковного характера заметное место занимают помянники — берестяные записки со списками имен поминаемых на литургии родных и близких. <...> Прежде всего, помянник индивидуален — каждый подает за своих, и нынешняя практика в этом отношении, можно думать, не отличается от древней. <...> Против множественности заказчиков говорит и то, что чередование падежных форм — факт не только берестяных поминаний, но и поминаний, процарапанных на стенах новгородских церквей. <...> Еще более существенно, однако, другое: всякий, кто когда-либо писал поминальную записку, знает, как легко при этом сбиться в грамматической форме. <...> Ведь составляя такую записку, человек, припоминая, сосредоточивается на именах и называет их (в И.) вне связи с глаголом поминальной формулы. <...> Поэтому и в современных поминальных записках нередко можно видеть че1 Предположение о заказе на иконы можно, думаю, с уверенностью отмести — большинство имен ряда никак не могут служить однозначным руководством для иконописца, так как могут относиться к разным святым; кроме того, изображения некоторых святых, которые могли бы подразумеваться, в частности, св. (аввы) Кира или св. <...> Маргиналии к берестяным грамотам… 193 редование форм И., В., Р. (их набор варьирует), обусловленное переключением внимания и, соответственно, конструкции в ходе составления записки — в зависимости от того, пишет ли автор безотносительно к контексту поминальной формулы (список имен в И.) или имеет мысленно в виду формулу типа «помяни, Господи» (В.) или — глядя на заголовок поминания — формулу <...>