Творительный падеж в русском языке XVIII века. <...> Рецензируемая книга подготовлена в Уппсальском университете в лучших традициях скандинавской русистики: из сравнительно недавних публикаций того же рода на близкую тему, см., в частности, работу Людмилы Ферм [Ферм 2005] (и обстоятельную рецензию на нее В. М. Живова [Живов 2006]). <...> В книге Никиты Михайлова тщательно собраны и подробнейшим образом проанализированы употребления творительного падежа в языке XVIII века — прежде всего те, которые претерпели изменения в истории русского языка в этот период или впоследствии. <...> Это комплексное исследование: оно опирается на анализ имеющихся грамматических описаний (грамматики — А. А. Барсова, М. В. Ломоносова, Н. И. Греча и др.), историко-лингвистические работы А. А. Потебни, А. М. Пешковского, В. И. Борковского и многих других, специальные работы, посвященные русскому творительному (известный сборник под ред. <...> Во введении сказано, что в рамках данного проекта проанализировано 10 900 страниц текстов XVIII в. <...> Сплошной выборке подвергалась четверть всего объема текстов, а весь остальной массив был своего рода «контрольным»: в нем автор искал подтверждения своим гипотезам. <...> . Замечательно, если бы в результате они были бы сведены в единую размеченную и открытую для следующих поколений лингвистов базу данных, но, кажется, пока таких традиций в русистике еще нет1. <...> Но и сейчас это довольно 1 Пожалуй, единственным исключением является только что вышедшая книга по следам трехлетнего проекта, организованного Лорой Яндой в университете Тромсе (Норвегия) [Janda et al. <...> 305—312 306 Рецензии подробный и хорошо иллюстрированный справочник по проблемам, связанным с творительным падежом — и шире, вариативности предложно-падежных форм в русском языке XVIII века. <...> Идея автора была в том, чтобы, оставив в стороне морфологическую вариативность (о ней сказано на нескольких начальных страницах), сосредоточиться на семантике творительного и отдельных предложно-падежных <...>