05_Shkola_i_vospitanie_01.qxd 10.02.2015 13:39 Page 173 ШКОЛА и воспитание ШКОЛА ФОРМИРУЕТ У ДЕТЕЙ российскую идентичность1 итрий Васильевич Григорьев, директор ГБОУ СОШ № 825 г. Москвы, заведующий отделом методологии и технологии воспитания личности ФИРО, доцент, кандидат педагогических наук Российская (гражаская) иетичость человека — это свобоое отожествлеие и себя с российски ароо, иеющее ля его зачиый сысл; ощущеие и осозаие причастости прошлоу, астоящеу и буущеу России. <...> Наличие российской иетичости преполагает, что ля человека е существует «этого гороа», «этой страы», «этого ароа», о есть «ой (аш) горо», «оя (аша) страа», «ой (аш) аро». российская идентичность воспитание патриотизма опыт гражданственности З гражданин положительная школьная идентичность историческая почва адача формирования российской идентичности у школьников, объявленная стратегической в новых образовательных стандартах, предполагает качественно новый подход педагогов — по содержанию, технологиям и ответственности — к традиционным 173 проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владению ими родным 1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 14-06-00089а). <...> Как школа формирует у детей российскую идентичность языком. <...> Так, если педагог в своей работе ориентируется на формирование российской идентичности у школьника, то: в гражданском образовании он не может позволить себе работать с понятиями «гражданин», «гражданское общество», «демократия», «отношения общества и государства», «права человека» как умозрительными абстракциями, в сугубо информативном стиле, а должен работать с традицией и особенностями восприятия этих понятий в русской культуре, применительно к нашей исторической почве и менталитету; в воспитании патриотизма педагог делает ставку не на становление у ребёнка нерефлексивной <...>