Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611271)
Контекстум
Педагогическая диагностика  / №4 2015

Неопросные измерения поведения и сознания детей и подростков (100,00 руб.)

0   0
Первый авторМайорова-Щеглова Светлана Николаевна
Страниц9
ID394709
АннотацияНеопросные методы исследования детства позволяют устранить недостатки, связанные с влиянием исследователя на данную возрастную группу. По меткому определению социолога Л. Ньюмана, они могут быть названы «ненавязчивыми».
Майорова-Щеглова, С.Н. Неопросные измерения поведения и сознания детей и подростков / С.Н. Майорова-Щеглова // Педагогическая диагностика .— 2015 .— №4 .— С. 23-31 .— URL: https://rucont.ru/efd/394709 (дата обращения: 10.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Неопросные измерения поведения и сознания детей и подростков Светлана Николаевна Майорова-Щеглова, профессор РГГУ, доктор социологических наук Неопросные методы исследования детства позволяют устранить недостатки, связанные с влиянием исследователя на данную возрастную группу. <...> В первом случае заранее создаётся некая конструкция, продумывается система фиксации единиц социологического измерения, вырабатываются косвенные основания для изучения. <...> Рассмотрим несколько методов, применение которых, несомненно, обогащает знания о современных школьниках, их положении в обществе, семье, системе образования: социографический метод, наблюдение; контент-анализ и качественный анализ документов; социальный эксперимент. <...> Социографический метод — исследовательский метод с использованием рисунка и графики. <...> Бехтерева был адаптирован в целях изучения социальных установок тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (1973). <...> В зависимости от организации метода в психологии его относят по классификации проективных методов к экспрессивным, куда также входят игра и психодрама (Линдсей, 1954), либо к аддитивным, при котором рисунок выступает как основной стимул, и на основе этого визуального материала происходят завершение, синтез рисунка, рассказа, истории (Бурлачук, Морозов, 1999). <...> В социологии принято рассматривать рисунок как ответ на открытый вопрос. <...> При этом использование рисуночных методов в социальных исследованиях отличается тем, что они, как правило, применяются не столько для того, чтобы выявить глубинные особенности личности, сколько для того, чтобы выявить через представленный визуальный образ различие либо сходство между группами, общие либо резко различные для всех представителей некоторой социальной группы мотивы. <...> Например, применительно к маркетинговым исследованиям эти методики применяются для определения конкретных привычек и потребностей определённой группы людей, которой должна <...>