Теория для практиков И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ1 В.И. Слободчиков 1 Раскрытие содержания понятия «образовательный процесс» возможно при анализе его соотношения с понятием «процесс образования». <...> Данное различение этих понятий в разных вариантах их наименования имеет давнюю традицию в педагогике. <...> В истории отечественной педагогической мысли К.Д. Ушинский считал необходимым различать воспитание в широком (как естественный процесс усвоения опыта) и узком (как целенаправленный процесс передачи опыта) смыслах. <...> Процесс образования — это то, что происходит, случается с человеком; это то пространство, где складывается спонтанный субъектный опыт — даже если никто никого не образовывает. <...> «Все мы, — пишет С.И. Гессен, — участники этой всех нас бессознательно охватывающей деятельности образования. <...> ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 1/2016 1 Публикуется с согласия автора по изданию: Исаев 2 Гессен С.И. <...> 89 ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ частью, однако, знание нами образования бессознательно, ежечасно образовывая других и себя, мы не даём себе отчёта в нашей собственной деятельности, также как и в окружающей нас жизни»2. <...> Процесс образования имеет временную детерминацию — это естественный процесс становления у человека определённых качеств и способностей. <...> Способы поведения, содержание культуры, формы мышления и сознания, нормы общения осваиваются ребёнком спонтанно, естественно в процессе совместной жизни, общения и взаимодействия со взрослыми, через язык и речь, посредством предметного контекста жизнедеятельности и т. п. <...> Естественные формы жизнедеятельности человека не всегда осознаются, но они могут выступить предметом рефлексии, специально (искусственно) построенной развивающей педагогической деятельности — стать содержанием теперь уже образовательных процессов. <...> Образовательный процесс — это осознанно, рационально построенная (искусственная) практика образова ния, исходящая из общих задач социализации молодых <...>