Образовательная среда человека разумного Андрей Валентинович Диков, доцент кафедры компьютерных технологий Пензенского государственного университета, кандидат педагогических наук, dikov.andrei@gmail.com • образование • среда • культура • информация • Вся история развития образования есть постепенное расширение его среды, начиная с доисторической эпохи и продолжая цифровым пространством. <...> Расширение среды приводит к тому, что средой для мышления становится, благодаря научно-техническому прогрессу, непрерывно развивающийся мир. <...> В настоящее время в научной педагогической литературе встречается довольно много терминов, связанных с понятием «среда»: информационная среда, образовательная среда, информационная образовательная среда, интегрированная информационнообразовательная среда современного университета, среда обучения и информационная среда обучения, социокультурная среда и тому подобное. <...> Данная работа имеет цель разобраться в том, что же собой представляет современная цифровая образовательная среда, каково её значение для общества и индивида, каковы способы формирования и тенденции развития этой среды, каковы методы взаимодействия со средой, какую роль она играет в обучении и так далее. <...> При этом не ставился вопрос о происхождении человека, и поэтому первой образовательной средой считается среда первобытного человека рода homo, известного науке. <...> Данная статья посвящена исследованию компонентов образоваШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2’2015 тельной среды следующего за первобытным обществом периода развития человечества — исторического периода. <...> Прежде чем давать характеристику термину «образовательная среда», необходимо проанализировать довольно ёмкое и многогранное родительское понятие «образование». <...> Существует множество трактовок этого термина, начиная от толковых словарей и научных энциклопедий и заканчивая научными работами философов, культурологов и педагогов. <...> В большом энциклопедическом <...>