ФОР МИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ идентичности в школе 1 Дмитрий Васильевич Григорьев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий отделом методологии и технологии воспитания личности ФИРО Российская (гражданская) идентичность человека — это свободное отождествление им себя с российским народом, имеющее для него значимый смысл; ощущение и осознание причастности к прошлому, настоящему и будущему России. <...> Наличие российской идентичности предполагает, что для человека не существует «этого города», «этой страны», «этого народа», но есть «мой (наш) город», «моя (наша) страна», «мой (наш) народ». <...> З адача формирования российской идентичности у школьников, объявленная стратегической в новых образовательных стандартах, предполагает качественно новый подход педагогов — по содержанию, технологиям и ответственности — к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владению ими родным языком. <...> Так, если педагог в своей работе ориентируется на формирование российской идентичности у школьника, то: • в гражданском образовании он не может позволить себе работать с понятиями «гражданин», «гражданское общество», «демократия», «отношения общества и государства», «права человека» как умозрительными абстракциями, в сугубо информативном стиле, а должен работать с традицией и особенностями восприятия этих понятий в русской культуре, применительно к нашей исторической почве и менталитету; 1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 14-06-00089а). <...> 9 • в воспитании патриотизма педагог делает ставку не на становление у ребёнка нерефлексивной гордости за «своё» или своеобразной избирательной гордости за страну (гордость только за успехи и достижения), а стремится воспитать целостное принятие и понимание прошлого, настоящего и будущего России со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами, проектами и «прожектами»; • педагог работает с толерантностью <...>