РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО взаимодействия у воспитанников интернатных учреждений Елена Петровна Кошелева, методист МУ «Содействие» Московского государственного педагогического университета Одним из важных вопросов развития детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, является формирование у них навыков общения и взаимодействия, необходимых для жизни в обществе. <...> В самостоятельной жизни воспитанникам надо будет устанавливать взаимоотношения, уметь общаться, сохраняя хорошие отношения с самыми разными людьми. <...> К сожалению, многие дети не приобретают этого важнейшего социального навыка, но воспитатели, психологи, социальные педагоги могут научить детей слушать и понимать других, уважать чужое мнение, решать конфликты и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам. <...> Развитие навыков взаимодействия, общения, поддержания отношений, то есть социальных навыков, способствует адаптации ребёнка в школе, своей социальной среде, а в дальнейшем — в обществе. <...> Если не уделить внимания этой стороне развития ребёнка, то возникают проблемы в поведении, связанные, с одной стороны, с неумением вступить в контакт с окружающими людьми, а с другой, с игнорированием основных прав других людей, социальных норм и правил поведения, существующих для данного возраста. <...> Формирование социальных навыков у ребёнка, как правило, происходит спонтанно, на примере родителей и близких, когда ребёнок попадает в различные ситуации взаимодействия (в магазине, больнице, на игровой площадке, в кинотеатре и. т.п.) <...> . Условием нормального развития является стабильная и разнообразная социальная среда, в которой ребёнку поясняют ожидания от него, нормы, ценности, традиции и социально закреплённые способы обращения с вещами. <...> Такое поведение взрослого развивает самосознание ребёнка, формирует позитивное самоотношение. <...> Когда детям понятны жизненные ценности, социальные ожидания, модели поведения <...>