» ЖИВЕТ ЗРИТЕЛЬНЫЙ МОДУС: ОТ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕРСОНАЖА К ПОСТИЖЕНИЮ ЗАМЫСЛА АВТОРА В статье метод «модусного чтения» художественного текста, использующий точку зрения внутритекстового субъекта и языковые средства ее экспликации как ключ к пониманию сюжета, композиции, системы персонажей и символической системы литературного произведения, применен к роману М. Петросян <...> Зрительный и ментальный модус центрального персонажа – Курильщика – используется для выстраивания оппозиции между этим и другими героями романа и проблематизации мистической стороны происходящих в Доме событий. <...> Ключевые слова: модусное чтение, художественный текст, точка зрения, зрительный модус, ментальный модус. <...> Отличие «диктумного» чтения прозаического сюжетного текста (ПСТ) от чтения «модусного» рассматривается нами через оппозицию обязательности / необязательности (дополнительности) и с опорой на позицию реципиента. <...> Декодирование модусного плана имеет больше степеней глубины, более чувствительно к языковому облику сообщения, более «проблематично», т. е. вариативно: «Приписывание “правильных” модусов расставляет акценты, придает смысл событиям, устанавливает связи между ними. <...> Накопленные с тех пор результаты исследования позволяют говорить об обязательности модусной интерпретации языковых средств ступеней А и В в четырехступенчатой модели анализа текста Г.А. Золотовой [Золотова, 1996; Золотова, Онипенко, Сидорова, 1998] для осуществления перехода к ступеням С и D при рассмотрении определенных типов прозаического сюжетного художественного текста. <...> Более того, интерпретация, основанная на модусном плане, должна стать руководящим принципом исследования таких текстов, если ученый-лингвист хочет не произвольным, а закономерным образом «подняться» от конкретных языковых единиц и категорий, использованных в тексте, к тактике и стратегии автора. <...> Что же должно быть в художественном тексте, чтобы исследователь, приступая <...>