Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №3 2014

«ДОМ, В КОТОРОМ…» ЖИВЕТ ЗРИТЕЛЬНЫЙ МОДУС: ОТ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕРСОНАЖА К ПОСТИЖЕНИЮ ЗАМЫСЛА АВТОРА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСидорова
Страниц19
ID390680
АннотацияВ статье метод «модусного чтения» художественного текста, использующий точку зрения внутритекстового субъекта и языковые средства ее экспликации как ключ к пониманию сюжета, композиции, системы персонажей и символической системы литературного произведения, применен к роману М. Петросян «Дом, в котором…», написанному в духе «магического реализма». Зрительный и ментальный модус центрального персонажа – Курильщика – используется для выстраивания оппозиции между этим и другими героями романа и проблематизации мистической стороны происходящих в Доме событий.
Сидорова, М.Ю. «ДОМ, В КОТОРОМ…» ЖИВЕТ ЗРИТЕЛЬНЫЙ МОДУС: ОТ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕРСОНАЖА К ПОСТИЖЕНИЮ ЗАМЫСЛА АВТОРА / М.Ю. Сидорова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2014 .— №3 .— С. 75-93 .— URL: https://rucont.ru/efd/390680 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

» ЖИВЕТ ЗРИТЕЛЬНЫЙ МОДУС: ОТ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕРСОНАЖА К ПОСТИЖЕНИЮ ЗАМЫСЛА АВТОРА В статье метод «модусного чтения» художественного текста, использующий точку зрения внутритекстового субъекта и языковые средства ее экспликации как ключ к пониманию сюжета, композиции, системы персонажей и символической системы литературного произведения, применен к роману М. Петросян <...> Зрительный и ментальный модус центрального персонажа – Курильщика – используется для выстраивания оппозиции между этим и другими героями романа и проблематизации мистической стороны происходящих в Доме событий. <...> Ключевые слова: модусное чтение, художественный текст, точка зрения, зрительный модус, ментальный модус. <...> Отличие «диктумного» чтения прозаического сюжетного текста (ПСТ) от чтения «модусного» рассматривается нами через оппозицию обязательности / необязательности (дополнительности) и с опорой на позицию реципиента. <...> Декодирование модусного плана имеет больше степеней глубины, более чувствительно к языковому облику сообщения, более «проблематично», т. е. вариативно: «Приписывание “правильных” модусов расставляет акценты, придает смысл событиям, устанавливает связи между ними. <...> Накопленные с тех пор результаты исследования позволяют говорить об обязательности модусной интерпретации языковых средств ступеней А и В в четырехступенчатой модели анализа текста Г.А. Золотовой [Золотова, 1996; Золотова, Онипенко, Сидорова, 1998] для осуществления перехода к ступеням С и D при рассмотрении определенных типов прозаического сюжетного художественного текста. <...> Более того, интерпретация, основанная на модусном плане, должна стать руководящим принципом исследования таких текстов, если ученый-лингвист хочет не произвольным, а закономерным образом «подняться» от конкретных языковых единиц и категорий, использованных в тексте, к тактике и стратегии автора. <...> Что же должно быть в художественном тексте, чтобы исследователь, приступая <...>