№ 4 М.Ю. Михеев ПЕРЕКЛИЧКИ «ЯРА» ЕСЕНИНА С «ТИХИМ ДОНОМ» ШОЛОХОВА – СЮЖЕТНЫЕ, МОТИВНЫЕ И ТЕКСТУАЛЬНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ1 В статье намечены границы законных заимствований, которыми грешат буквально все литераторы и которых никто не стремится скрывать. <...> — Такие случаи надо научиться отделять (как это ни сложно) от «злонамеренного» использования чужого текста, плагиата и литературного воровства. <...> 1915) Забила В салонный вылощенный Сброд Мочой рязанская кобыла (С. Есенин <...> 123 «Яр» – единственная прозаическая повесть Сергея Есенина: впервые увидела свет в 1916 г.2, повторно была опубликована только в дополнительном четвертом томе уже посмертного собрания «Стихов и прозы», будучи включена в этот том редактором Госиздата И.В. <...> Евдокимовым3, – хотя сам Есенин считал повесть неудачной и от ее переиздания при жизни несколько раз отказывался4. <...> Этот 4-й том вышел через год после его смерти – всего лишь за год с небольшим до начала публикации романа Шолохова «Тихий Дон»5, так что влияние «Яра» на стиль последнего вполне вероятно. <...> По воспоминаниям родных Есенина, повесть была им написана за 18 ночей (некоторые биографы считают, что – под впечатлением от произведения С. Городецкого <...> Автора справедливо упрекали в том, что, задумав сходу овладеть еще одним, новым для себя жанром, он – скопырнулся и утоп (это если выражать их реакцию – его собственными, есенинскими, словами, сказанными уже задним числом). <...> Или же, по меткому замечанию лингвиста 2 Северные записки. <...> Знакомство Есенина с Городецким, конечно, могло совпадать по времени с созданием «Яра», но влияния поэтического сборника последнего, выпущенного в 1907 г., на эксперименты в прозе Есенина 1915–1916 гг. я не вижу. <...> 124 Светланы Евграфовой (в электронной переписке с автором статьи), «Есенин создает новые слова, чтобы они продемонстрировали его умение “модно одеваться” в нужные речевые одежды – как в цилиндры или косоворотки, в зависимости от имиджа. <...> Лёнина черная головная <...>