№ 4 Г.Я. Солганик О СТРУКТУРЕ РЕЧИ (категории производителя и субъекта речи) В статье анализируются центральные категории лингвистики речи – производитель речи и ее субъект. <...> Их взаимодействие определяет процесс производства речи, многообразие типов речи, речевых произведений, функциональных стилей. <...> В схему речевого акта следует включить категорию субъекта речи. <...> Речь как процесс, как коммуникация представлена речевыми актами – минимальными единицами общения. <...> Схема речевого акта известна: адресант (производитель речи) – речь – адресат (реципиент). <...> Он может лишь создать другое речевое произведение. <...> Хотя речь строится от 3-го лица, подлинным производителем высказывания является Я (говорящий). <...> Высказывание, являющееся материально-языковым выражением речевого акта, будучи произнесенным или написанным, отчуждается от производителя речи, приобретает известную самостоятельность. <...> Он является представителем производителя речи в высказывании, т. е. в самой речи. <...> К этому сводятся многообразные 1 Применительно к художественной литературе эта проблематика рассматривалась В.В. Виноградовым, который ввел теперь уже широко известный, но не вполне удачный термин «образ автора». <...> Изображенный мир, каким бы он ни был реалистичным и правдивым, никогда не может быть хронически тождественным с изображающим реальным миром , где находится автор – творец этого изображения. <...> Вот почему термин “образ автора” кажется мне неудачным: все, что стало образом в произведении и, следовательно, входит в хронотопы его, является созданным, а не создающим. <...> “Образ автора”, если понимать под ним автора-творца, является contradictio in adjecto; всякий образ – нечто всегда созданное, а не создающее. <...> Разумеется, слушатель-читатель может создать себе образ автора (и обычно его создает, то есть как-то представляет себе образ автора), при этом <…> он создает только художественно-исторический образ автора» [Бахтин, 1975: 405]. <...> Субъект речи – необходимый <...>