Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №4 2014

ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ЯЗЫКА, МЫШЛЕНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДА В КОНЦЕПЦИИ В. фон ГУМБОЛЬДТА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЛобанова
Страниц15
ID390656
АннотацияГумбольдтовская концепция языка как проявления духа народа подразумевает, как известно, существование своеобразной картины мира (Weltansicht), обусловленной языком, создающим умственные предметы. Не менее важным, однако же, является его понятие грамматической картины языка (grammatische Sprachansicht), отличной от универсальной грамматики и разнящейся от языка к языку. Эта картина языка, понимаемая так же, как форма языка, как «самобытный покрой языка», являет себя в единстве человеческих духовных сил как органичное целое. Вместе с тем грамматическая картина языка, сформированная разумом и силой воображения, определяет мышление человека, так что развитие языковой способности является непременным условием духовного развития народов и тем самым человечества. Изучение связи мышления и картины языка, единых и нераздельных, стало поэтому основным предметом философии языка Гумбольдта.
Лобанова, Л.П. ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ЯЗЫКА, МЫШЛЕНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДА В КОНЦЕПЦИИ В. фон ГУМБОЛЬДТА / Л.П. Лобанова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2014 .— №4 .— С. 75-89 .— URL: https://rucont.ru/efd/390656 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 Л.П. Лобанова ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ЯЗЫКА, МЫШЛЕНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДА В КОНЦЕПЦИИ В. фон ГУМБОЛЬДТА Гумбольдтовская концепция языка как проявления духа народа подразумевает, как известно, существование своеобразной картины мира (Weltansicht), обусловленной языком, создающим умственные предметы. <...> Не менее важным, однако же, является его понятие грамматической картины языка (grammatische Sprachansicht), отличной от универсальной грамматики и разнящейся от языка к языку. <...> Эта картина языка, понимаемая так же, как форма языка, как «самобытный покрой языка», являет себя в единстве человеческих духовных сил как органичное целое. <...> Вместе с тем грамматическая картина языка, сформированная разумом и силой воображения, определяет мышление человека, так что развитие языковой способности является непременным условием духовного развития народов и тем самым человечества. <...> Ключевые слова: философия языка, когнитивная лингвистика, мировидение, языковая картина мира, грамматическая картина языка, форма языка. <...> The Humboldtian concept of language as a manifestation of a people's spirit is commonly known to mean a specifi c world-view (Weltansicht) conditioned by the language that conceives mental objects. <...> Of no less importance, however, is his concept of a grammatical language-view (grammatische Sprachansicht) which is quite different from a universal grammar and varies from language to language. <...> Therefore the study of the connection of thought and the language-view which are one and inseparable whole was the central issue in Humboldt’s philosophy of language. <...> Идея языковой картины мира, уходящая своими корнями в глубокую древность, получила впервые свое обоснование в виде развернутой концепции в философии языка В. фон Гумбольдта, который обозначил это понятие терминологически словом Weltansicht 75 в продолжение традиции Лейбница, неоднократно прибегавшего в своих трудах к аллегории города, вид (Ansicht) которого меняется в зависимости от того, с какой стороны на него смотреть. <...> Тем <...>