Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 612007)
Контекстум
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №5 2014

МИНЕЙНЫЙ КОД В ОРАТОРСКОЙ ПРОЗЕ ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторТерешкина
Страниц10
ID390643
АннотацияВ статье анализируется минейный код в ораторской прозе Феофана Прокоповича. Обращение к житиям святых, тезоименитых прославляемым особам, не сводится лишь к воссозданию основных эпизодов жития святого патрона, а составляет целую систему уподоблений, риторической амплификации и семантического расширения, вводящего современные Ф. Прокоповичу события и лица в исторический контекст Священной истории, отраженной в Писании и Предании, создает дидактическую модель устройства человеческого общества по образцу сонма святых, прославленных церковью.
Терешкина, Д.Б. МИНЕЙНЫЙ КОД В ОРАТОРСКОЙ ПРОЗЕ ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА / Д.Б. Терешкина // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2014 .— №5 .— С. 193-202 .— URL: https://rucont.ru/efd/390643 (дата обращения: 22.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5 Д.Б. Терешкина МИНЕЙНЫЙ КОД В ОРАТОРСКОЙ ПРОЗЕ ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА В статье анализируется минейный код в ораторской прозе Феофана Прокоповича. <...> Обращение к житиям святых, тезоименитых прославляемым особам, не сводится лишь к воссозданию основных эпизодов жития святого патрона, а составляет целую систему уподоблений, риторической амплификации и семантического расширения, вводящего современные Ф. <...> Ключевые слова: ораторская проза, минейный код, жития святых, тезоименитство, поэтика уподобления, семантика имени. <...> Речи и проповеди Феофана Прокоповича, одного из самых ярких представителей русской словесности и ораторского искусства Петровского времени, являются примером совмещения церковной и светской традиций книжности, которым характеризуется начало формирования русского литературного языка и новой русской литературы. <...> Слова и речи Феофана Прокоповича были зачастую записанными (и изданными) позже его собственными проповедями, имели приуроченный к церковному календарю характер, а также прочно связывались с государственными событиями. <...> Использование Четьих-Миней проявилось в темах прославления монарших особ в день их тезоименитств, в поэтике 193 уподобления прославляемых государственных деятелей известным и почитаемым святым, в актуализации этимологии имени, принявшей в эпоху барокко эмблематический характер1. <...> Фигура сравнения прославляемых особ с героями и подвижниками предшествующих эпох есть почти во всех речах и проповедях Феофана Прокоповича. <...> Однако несколько текстов содержат минейный код в самой своей тематике, отражающей, прежде всего, приуроченность речи к тому или иному событию: чаще всего это день тезоименитства и день памяти святого – покровителя героя речи. <...> Из опубликованных речей Феофана Прокоповича таковых три: «Слово похвальное <…> на тезоименитство благоверныя государыни Екатерины <…>»2, «Слово в день святаго благовернаго князя Александра Невскаго<…>»3, «Слово <...>