№ 5 Д.Б. Терешкина МИНЕЙНЫЙ КОД В ОРАТОРСКОЙ ПРОЗЕ ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА В статье анализируется минейный код в ораторской прозе Феофана Прокоповича. <...> Обращение к житиям святых, тезоименитых прославляемым особам, не сводится лишь к воссозданию основных эпизодов жития святого патрона, а составляет целую систему уподоблений, риторической амплификации и семантического расширения, вводящего современные Ф. <...> Ключевые слова: ораторская проза, минейный код, жития святых, тезоименитство, поэтика уподобления, семантика имени. <...> Речи и проповеди Феофана Прокоповича, одного из самых ярких представителей русской словесности и ораторского искусства Петровского времени, являются примером совмещения церковной и светской традиций книжности, которым характеризуется начало формирования русского литературного языка и новой русской литературы. <...> Слова и речи Феофана Прокоповича были зачастую записанными (и изданными) позже его собственными проповедями, имели приуроченный к церковному календарю характер, а также прочно связывались с государственными событиями. <...> Использование Четьих-Миней проявилось в темах прославления монарших особ в день их тезоименитств, в поэтике 193 уподобления прославляемых государственных деятелей известным и почитаемым святым, в актуализации этимологии имени, принявшей в эпоху барокко эмблематический характер1. <...> Фигура сравнения прославляемых особ с героями и подвижниками предшествующих эпох есть почти во всех речах и проповедях Феофана Прокоповича. <...> Однако несколько текстов содержат минейный код в самой своей тематике, отражающей, прежде всего, приуроченность речи к тому или иному событию: чаще всего это день тезоименитства и день памяти святого – покровителя героя речи. <...> Из опубликованных речей Феофана Прокоповича таковых три: «Слово похвальное <…> на тезоименитство благоверныя государыни Екатерины <…>»2, «Слово в день святаго благовернаго князя Александра Невскаго<…>»3, «Слово <...>