Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №6 2010

Записные книжки А. П. Чехова: личностное начало, мировоззрение, литературный контекст (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЕфимова
Страниц12
ID378578
АннотацияАнализ записных книжек Чехова позволил проследить особенности чувственного восприятия мира писателем, его отношение к областям сознательного и бессознательного, рационального и эмоционального, его антропологическую концепцию, а также установить круг авторов, чьи записные книжки обладают тем или иным сходством с заметками Чехова.
УДК821.161.1.09"18"
Ефимова, С.Н. Записные книжки А. П. Чехова: личностное начало, мировоззрение, литературный контекст / С.Н. Ефимова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2010 .— №6 .— С. 134-145 .— URL: https://rucont.ru/efd/378578 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЧЕХОВА: ЛИЧНОСТНОЕ НАЧАЛО, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ Анализ записных книжек Чехова позволил проследить особенности чувственного восприятия мира писателем, его отношение к областям сознательного и бессознательного, рационального и эмоционального, его антропологическую концепцию, а также установить круг авторов, чьи записные книжки обладают тем или иным сходством с заметками Чехова. <...> Чаще всего они служили источником цитат «на тему», иллюстрирующих ту или иную чеховедческую концепцию. <...> При обращении же к ЗК Чехова как целому наблюдаются две тенденции: анализ их как творческой лаборатории или как эстетического, художественного целого. <...> В последнее время в чеховедении отмечается необходимость перенести часть внимания из области поэтики на биографию писателя2, что обусловлено и отсутствием научной биографии Чехова, и актуализацией проблемы «биография и творчество». <...> 134 этом неизбежно возникает проблема источников, к которым, помимо документов, должны быть отнесены и так назывемые «эго-тексты»4. <...> Как представляется, отсюда и вытекает потребность обращения к ЗК как к единственному тексту, не представляющему собой связного повествования, а значит, обладающему наименьшей степенью экстериоризации (т.е. наиболее достоверному). <...> ЗК, таким образом, не изображает, а лишь отражает жизнь личности через отдельные метонимические знаки (название книги, цитата, мелькнувшая мысль, набросок), тем самым практически исключая возможность самоинсценировки6. <...> Вопрос о соотношении творческого и личного в ЗК кажется во многом схоластическим. <...> писал о том, что «Чехов имел приемником жизни записную книжку», и в пародийной статье «Фабрика литературы» подчеркивал, что заносит в свою ЗК («полуфабрикат для литературных работ») «все», его «заинтересовавшее»7. <...> В одной из записей Чехов подчеркивает преобладание зрительного канала над другими видами чувственного восприятия (жизнь – это «видйния»): «Мне хочется <...>