Всеволодова ЯЗЫК И ЕГО МЕСТО В МИРОЗДАНИИ. <...> К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ В статье рассматривается вопрос о необходимости создания грамматики русского языка, соответствующей современной лингвистической парадигме и учитывающей не только язык художественной литературы, но весь русский язык в его целостности. <...> Ключевые слова: грамматика, прикладные направления лингвистики, механизмы функционирования языка (языковые механизмы), актуальное членение, категория предицирования, дескрипция, экспликатор, классификатор, уровни языка, категория. <...> И одна из причин, как представляется, состоит в том, что мы ограничиваемся только фиксацией наших единиц как в плане их частеречного статуса, так и в плане уровней языка: фонетики, интонации, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса (см., например, Русская грамматика…, 1980 – каждый уровень сам по себе). <...> Разумеется, лингвистическая парадигма 1980 г. представить языковой материал иначе еще не позволяла. <...> Приведу несколько примеров, когда современная грамматика не дает правил, которыми руководствуется носитель языка в своей речи, зная их не по школьному курсу, а именно как носитель языка, используя их бессознательно. <...> Это очень важный для нас аспект, поскольку, в частности, именно он определяет такую важнейшую для грамматики текста категорию, как режим речи – коммуникативный (речевой) vs. нарративный [Падучева, 1996; Формановская, 1998; Всеволодова 2007], 2) Дискурс2 – все множество реализованных текстов определенной сферы общения, или функционального стиля, напри-мер, медицинский дискурс, военный дискурс, деловой дискурс и пр. <...> И это тоже чистейшая грамматика, хотя и в широком ее понимании. <...> И те же самые связки, помимо выражения определенных смыслов, работают в актуальном членении: их функция – актуализация ремы. <...> Связка и вводимое ею имя произносятся, как правило, как одна интонема (синтагма) с бульшим интонационным выделением, нежели при нулевой связке. <...> Как видим <...>