№ 4 Е.И. Тараканова (аспирантка кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ПРОСТРАНСТВО ИТАЛЬЯНСКОЙ КАПЕЛЛЫ XV в. <...> В статье рассматривается пространство итальянской капеллы XV в. – как реальное, так и мысленно достраиваемое. <...> Показана роль учения о перспективе, символики света и мистериального театра в организации художественного мира капеллы и его семантическом наполнении. <...> Особое внимание уделено формальной и смысловой взаимосвязи различных частей капеллы и ее соотнесению с интерьером церкви и окружающим пейзажем, а также проблеме восприятия целостного ансамбля зрителем и его вовлечения в образный мир капеллы. <...> Это относится и к итальянским капеллам XV в., которые являются уже не просто особым образом оформленными архитектурными объемами, а законченными ренессансными ансамблями. <...> Именно преобразование пространства и связанное с ним действо позволяют в определенном смысле расширить понятие «капелла». <...> : 8-916-821-99-76; e-mail: ektar@yandex.ru 117 Баччи в церкви Сан Франческо в Ареццо) или зала капитула (самый выдающийся пример – капелла Пацци во флорентийской церкви Санта Кроче) в XV в. дополнилось также освоением и других сакральных помещений. <...> Так, в кватрочентистской Флоренции вслед за установкой гробницы Норфи ди сен Палла Строцци в ризнице базилики Санта Тринита, Старая Сакристия Брунеллески в Сан Лоренцо преобразуется в усыпальницу родителей Козимо Старшего. <...> Иногда капелла может служить также баптистерием, а ее верхняя часть – даже кафедрой или канторией, как, возможно, было в расписанной Биччи ди Лоренцо капелле в церкви Сан Мартиноа-Гангаланди в Ластро-а-Синье. <...> С капеллами на полном основании могут быть соотнесены и церковные апсиды (например, алтарная часть собора Санта Мария Ассунта в Сполето с «Историей Богоматери» кисти Филиппо Липпи), реликварии (подобные темпиетто для Volto Santo в Сан Мартино в Лукке), разнообразные придорожные эдикулы (такие, как «Маэста <...>