Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
0   0
Первый авторТрынкина
Страниц18
ID378491
АннотацияДелается попытка проследить характерные черты образа лисы-оборотня, весьма популярного в Японии.
УДК39
Трынкина, Д.А. Волшебные лисы Японии / Д.А. Трынкина // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2013 .— №4 .— С. 99-116 .— URL: https://rucont.ru/efd/378491 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 Д.А. Трынкина (аспирантка кафедры этнологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ВОЛШЕБНЫЕ ЛИСЫ ЯПОНИИ Автор статьи делает попытку проследить характерные черты образа лисы-оборотня, весьма популярного в Японии. <...> Были привлечены также сведения о верованиях китайцев и айнов в сверхъестественные способности лис. <...> * * * Такой тип мифологического персонажа, как волшебные лисы, характерен для всей Восточной Азии. <...> Это прожившие сотни лет животные, способные принимать человеческий облик, а также наводить иллюзии и колдовать. <...> В основе этих верований лежит понятие цзин: «в китайской мифологии — субстанция, заключающаяся в каждом живом существе. <...> Однако мысль о том, что он встретил призрака, не сразу пришла в голову главному герою, когда он проснулся на следующий день и обнаружил, что его жена исчезла, а дом, в который он вернулся после семилетнего отсутствия, выглядит заброшенным: «Жена куда-то исчезла. <...> Однако дом, в котором он находился, был, несомненно, его собственным домом, хотя и пришел в крайнее запустение»2. <...> В рассказе «Котел храма Кибицу» из того же сборника друг главного героя, увидевшего призрак своей мертвой жены, утешает его: «Это, конечно, тебя лиса обманула»3. <...> Основные черты поверий о волшебных лисах были заимствованы японцами из Китая. <...> У.А. Касаль пишет об этом так: «Вера в магию лис, а также в их способность оборачиваться, зародилась не в Японии, а пришла из Китая, где эти внушающие страх животные, способные принять человеческий облик и морочить людей, были описаны еще в литературе времен династии Хань, 202 г. до н.э. <...> Именно о красной лисе как персонаже низшей мифологии мы находим много сведений. <...> Легенды о лисице, принявшей облик прекрасной девушки, также чаще всего заканчиваются тем, что кто-то видит их хвост. <...> Отдельным свидетельством этого является культ синтоистского божества Инари. <...> Инари может являться и в человеческом облике, но чаще всего предстает в виде небесной белоснежной <...>