№ 6 О.С. Клишина (кандидат ист. наук, доцент Московской финансово-юридической академии)* РУССКИЙ ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК? <...> ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Социометрия стала одним из излюбленных методов этнологов, занимающихся современной прикладной этнопсихологией и этносоциологией. <...> Автор статьи ставит задачу доказать, что социометрия может использоваться для анализа художественного текста с целью получения из него этнологической информации. <...> Применение социометрии к анализу текста драматического произведения дает несомненное преимущество ученомуэтнологу, так как драма — не что иное, как моделируемая писателем житейская ситуация общения в определенном социуме (и этносе), а герои драмы — знаковые фигуры, олицетворяющие как определенные общественные слои, так и определенные общественные взгляды. <...> Наиболее активно социометрическую процедуру использовали ученые, занимающиеся социологией менеджмента и практическими проблемами управления персоналом. <...> В конце XX в. социометрическая процедура привлекла внимание российских этнологов. <...> Однако ресурс социометрической процедуры этим не ограничивается. <...> Более того, социометрическая процедура оказывается весьма эффективной именно там, где это было невозможно представить, — в исследовании самосознания россиян XIX в. <...> ! Парадокс заключается в том, что использование социометрии подразумевает общение этнолога со своими респондентами «вживую», что вроде бы исключает возможность ее применения к историческому документу. <...> Цель данной статьи — продемонстрировать на конкретном примере возможности применения социометрии в анализе художественного текста. <...> 21 Художественный текст на первый взгляд не предоставляет возможностей для «интерактивного» общения исследователя с респондентами: в самом деле, персонажи художественного произведения ограничены тем текстом, который уже создал автор, писатель. <...> Белова изучила обратимую эпистолярную <...>