Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 472794)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №2 2014

Икона и ритуал (структурно-функциональный анализ) (60,00 руб.)

0   0
Первый авторДавыдов
Страниц9
ID378260
АннотацияПредставлен функциональный анализ ритуала, который показывает, что 2/3 функций иконы как культового предмета детерминированы ритуалом.
УДК21
Икона и ритуал (структурно-функциональный анализ) / Давыдов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2014 .— №2 .— С. 110-118

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Давыдов* ИКОНА И РИТУАЛ (СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) Как показывает функциональный анализ, ритуалу присущи 36 функций, а иконе — 21 функция, причем сравнительный анализ этих рядов функций позволяет сделать вывод, что 2/3 функций иконы как культового предмета детерминированы ритуалом. <...> Это подтверждает точку зрения А.Л. Топоркова на ритуальную функцию как на «функцию структуры функций» (в терминах П.Г. Богатырева). <...> Функциональная структура ритуала такова, что образует очень сильный, пусть и не всегда осознаваемый и артикулируемый «детерминатив», задающий сакральность культового предмета в различных модусах и топосах его пребывания и бытования. <...> Icon and ritual (structural-functional analysis) Functional analysis shows that the ritual has 36 functions whereas the icon has 21. <...> Comparative analysis of these series of functions shows that 2/3 of functions of the icons acting as a cult object are determined by ritual. <...> Toporkov’s point of view on ritual function as “the function of the structure of functions” (according to P.G. <...> The functional structure of the ritual is that it forms a very strong, though not always apprehended and articulated, “determinative”, that defines the sacral nature of religious object in various moduses and toposes of its existence. <...> Именно П.Г. Богатыреву принадлежат отмеченные позднее А.Л. Топорковым теоретическая предпосылка и методологическое требование последовательного выявления: (а) всех функций изучаемого культурного феномена; (б) структуры этих функций и ее трансформации; (в) синтетической (мета-) функции структуры функций [А.Л. Топорков, 1989, с. <...> Позже сформировалась целая плеяда советских и российских исследователей, успешно применявших структурно-функциональный подход в этнографии, фольклористике, культурологии, ритуалистике (Вяч. <...> Иванов, В.Н. Топоров, К.С. Сарингулян, А.К. Байбурин, А.Л. Топорков, Т.В. Цивьян, О.А. Седакова и др.), но почти никто из них не обращал внимание на тонкость методологии <...>