Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №4 2013

Поэзия и ценностные основания гуманитарного кризиса в современном мире (60,00 руб.)

0   0
Первый авторТерещенко
Страниц20
ID378217
АннотацияРассмотрены причины гуманитарного кризиса в современном мире.
УДК008.001
Терещенко, Е.В. Поэзия и ценностные основания гуманитарного кризиса в современном мире / Е.В. Терещенко // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2013 .— №4 .— С. 28-47 .— URL: https://rucont.ru/efd/378217 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Терещенко* ПОЭЗИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОГО КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Ценностная редукция (когда ценности свободного фантазирования и ценности эмоционального ряда «вымываются» из общественного сознания) рассматривается в статье как причины гуманитарного кризиса в современном мире. <...> В то же время диалектика возможного, предпосылающая фантазию, и эмоциональная состоятельность являются необходимыми условиями искусства и прежде всего поэзии. <...> Представляя собой сферу свободы и творческого изобретательства, невозможных без полета фантазии, поэзия расширяет ценностный универсум, доступный культурному человеку. <...> Современный французский поэт Жан-Клод Пенсон пишет о ней так: «…некое таинственное измерение реальности, не поддающееся никакому подсчету и безразличное к меркантильным соображениям. <...> Он включает в себя образность, ассоциативность, иносказательность, суггестивность, смысловую, а подчас и тематическую неопределенность и, как следствие, герменевтическую открытость: поэтический текст обновляется с каждым прочтением, щедро предоставляя возможности для проявления новых смыслов. <...> В этом плане он есть то, что вернее всего делает жизнь жизнью (не только в биологическом смысле; образцовая словесная форма, по сути, является закреплением уникального личного опыта на уровне культуры, в которой человеческое существование и приобретает качество жизни как полноты возможностей). <...> Происходит так потому, что каждая историческая эпоха в силу объективных условий (будь то традиция или потребности экономического развития) фокусируется лишь на отдельных фрагментах мыслимого множества всех возможных объектов ценностного отношения — царства ценностей, как называют этот упорядоченный строй Макс Шелер и его последователь Николай Гартман. <...> А поскольку существует объективная субординация между ценностями разных классов, можно говорить об уровне развития конкретного общества. <...> Очевидно <...>