Антипина1, докт. экон. наук, профессор кафедры политической экономии экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова М.В. <...> ЛОМОНОСОВ О ЗНАНИИ На основе анализа общественно-экономических трудов М.В. Ломоносова и его просветительской деятельности в целом в статье представлено отношение великого российского ученого к знанию как источнику экономического процветания государства и отдельного человека, которое поражает своей современностью. <...> Ключевые слова: знание, наука, образование, экономический прогресс, экономическое развитие России в XVIII в., общественно-экономические труды М.В. Ломоносова, Московский университет. <...> 404) В петровские времена в России резко возросло признание науки и знаний как источников экономического процветания, культурного влияния и военного могущества страны. <...> Именно поэтому Санкт-Петербургская академия наук и художеств, «научное детище Петрово», начавшая свою деятельность в 1725 г., считалась научным отделом правительства, который обязан работать на благо государства. <...> Так, первое знакомство М.В. Ломоносова с арифметикой произошло благодаря книге Л. Магницкого <...> , изданной по повелению Петра I в 1703 г. Академический университет Академии наук в 1735 г. направил его за границу для обучения химии и металлургии по пути, «проторенному Петром», а его главным учителем в Марбургском университете стал Христиан Вольф, который был советчиком и агентом Петра I при учреждении Академии наук4. <...> Сформировавшись в качестве ученого в культурной атмосфере, созданной Петром I, М.В. Ломоносов всю жизнь выражал свое восхищение монархом, который «предусмотрел за необходимо нужное дело, чтобы всякого рода знания распространить в отечестве, и людей искусных в высоких науках, также художников и ремесленников размножать»5. <...> Так, Феофан Прокопович отстаивал точку зрения о том, что сила Российского государства основывается на развитом горнорудном и фабричном производстве, армии и флоте, нуждающихся в образованных <...>