КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ У истоков освободи те ль вон идеологии Исполнилось 200 лет тому, ка к начальник Петербургской таможни, неподкупный чиновник Александр Радищев приватно в домашней типографии тиражом в 600 экземпляров выпустил свое сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" - эа что лишь милостью императрицы Екатерины избежал казни и был сослан в Сибирь, а через семь лет амнистирован Павлом I. <...> Книге этой суждено было стать классическим символом российского освободительного движения, родоначальницей облнчнгельно-публнцистического направления русской литературы. <...> На творческую слабость "Путешествия" метко и безжалостно указал еще Пушкин, но та к же ка к и в случае со "Что делать" Чернышевского, не художественное достоинство, а, та к сказать, идейность, легендарность и миф определили, а в советское время и узаконили славную значимость "Путешествия". <...> Но ежели Чернышевский - последователь утопического социализма и позитивизма середины прошлого вена, то идеология и тональность Радищевского опуса - кровь от крови, плоть от плоти того, что творилось тогда во Франции. <...> Так, прочитав у Радищева строки о "славных парижских ораторах", государыня сделала следующую помету: "Тут помещена похвала Мирабо, который не единой, но многих виселиц достоин". <...> Правда, в лицемерии обвинял императрицу еще 23-летний Пушкин, настроенный очень максималистски: "отвратительным финглярством" называл он ее сношения "с философами ее столетня" и даже предрекал царице"проклятия России". <...> Позже Пушкин, с гениальною быстротою излечившийся or 286 - "заигрывала") и якобинских клише, показал нам в "Капитанской дочке" другую императрицу, и этот эпизодический образ, с детстве воспринимаемый нами, окрашивает скорее в светлые и даже лирические тона все ев колоритное и богатое царствование. <...> Уже сама возможность столь. - как теперь говорят, неформального" поступка Радищева, весьма крупного Правительственного служащего на хорошем счету, степенного <...>