Юнг и Шпенглер о будущем культуры Запада . <...> «Подпольный человек» против «новых людей», или О торжестве зла в мироустройстве. <...> . Но этот европейский и русский тупик обнаружил скрытые прежде основания совершившихся изменений и позволяет превратить «травмы» в позитивные вопросы и проблемы философии и наук исторического опыта. <...> Эти первичные, бытийно-исторические основания опыта так называемая «нормальная» наука, как сказал бы М. Хайдеггер <...> Ведь в науках исторического опыта, как и в самом историческом опыте, даже при нормальных внешних условиях, решающее значение имеют не так называемые научные результаты, не «итоги», 6 Три травмы тем более не «идеология науки как профессии», которая, как отмечал Т. <...> Так вот: это «и» в советский век стало невозможным и остается невозможным в постсоветской ситуации; остается лишь бинарная оппозиция, более или менее «холодная» гражданская война между абстрактно-объективистской («научной») и абстрактносубъективистской («экзистенциальной») установками, взаимоисключающими (и постольку сплошь и рядом переходящими друг в друга) подходами к социально-историческим феноменам прошлого и современности («мира жизни»). <...> В коллективном теле мышления, какие бы тексты ни публиковались в наше время с опозданием на 50–100 лет, прочно засели как своего рода карикатуры на «или – или» самого Кьеркегора, унаследованные еще от XIX в. и законсервированные, зацементированные в советский век штампы насчет «субъективного» и «объективного», «рационального» и «иррационального» и т.п. <...> А между тем все изменилось радикально и необратимо, но так, что изменить, по существу, уже ничего нельзя: такова, как представляется, первая и главная духовно-историческая «травма» в постсоветской ситуации. <...> Так называемый «философский пароход» стал в постсоветской ситуации расхожим морализирующим символом, но не стал пока реальной проблемой. <...> Философия в советский век выжила, в основном, в качестве естественно-научной <...>
Культурология_№1_2017.pdf
УДК 008
ББК 71.0
Центр гуманитарных научно-информационных исследований
Отдел культурологии
Серия «Теория и история культуры»
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, зам. председателя,
Г.В. Хлебников – кандидат философских наук,
С.Я. Левит – кандидат философских наук,
Л.В. Скворцов – доктор философских наук, председатель,
Редакционный совет серии:
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, главный редактор,
Э.Н. Жук – зам. главного редактора, С.Я. Левит – кандидат философских
наук, Т.Н. Гончарова, И.И. Ремезова – кандидат философских наук
Ю.Ю. Чёрный – кандидат философских наук
Редакционная коллегия:
Ответственный редактор-составитель выпуска –
кандидат философских наук С.Я. Левит
Редакторы – кандидат философских наук И.И. Ремезова,
кандидат филологических наук О.В. Кулешова
Ответственный за выпуск –
Т.Н. Гончарова
Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.В
издании рассматривается комплекс следующих проблем: теореК
90
информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.: И.Л. Галинская, гл. ред.,
и др. – М., 2017. – (Сер.: Теория и история культуры / Ред. совет: Скворцов
Л.В., пред., и др.). – № 1 (80) / Ред.-сост. вып. С.Я. Левит. – 224 с.
тические проблемы культурологии, философия культуры, диалог культур,
история идей, философские течения в русской поэзии, морфология
современной культуры, человек и культура, проблемы гуманитарного
мышления.
Different cultural problems are considered in this issue, such as: theoretical
problems of culturology; philosophy of culture, dialogue of cultures, history
of ideas. Acquaintance with ideas of culturologists is the main precondition of
further consideration of the great mystery – man and his culture. This issue
addressed to specialist in the field of culturology, philosophy, history of culture,
cultural and social anthropology.
Издано при поддержке Российского фонда содействия
образованию и науке
ISSN 2073-5588
УДК 008
ББК 71.0
© ИНИОН РАН, 2017
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ
В.Л. Махлин. Три травмы (К герменевтике советского опыта) ............ 4
КОСМОС КУЛЬТУРЫ
Ю.А. Асоян. Две версии древнегреческой генеалогии идеи культуры.23
В.И. Мильдон. Юнг и Шпенглер о будущем культуры Запада ........... 48
С.Я. Левит. Теология культуры Пауля Тиллиха.................................. 65
Е.Л. Скворцова. Японская культура сегодня: Проблемы и решения.
(На примере анализа воззрений Сугиямы-лебра Такиэ) ..................... 80
МАГИЯ СЛОВА
Елена Твердислова. Поэзия как поступок: Опыт Бродского ............... 98
Роман Перельштейн. «Я себя потеряла в боге» (О поэте и мыслителе
З.А. Миркиной) ..................................................................................... 135
ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА
В.К. Кантор. «Подпольный человек» против «новых людей»,
или О торжестве зла в мироустройстве............................................... 155
В.И. Самохвалова. Человек: Творческий и творящий ....................... 183
Н.К. Бонецкая. Философские андрогины............................................ 208
3
Стр.3