1 УДК 008 ББК 71.0 К 90 Серия «Теория и история культуры» Центр гуманитарных научно-информационных исследований Отдел культурологии И.Л. Галинская – доктор филологических наук, зам. председателя, Г.В. Хлебников – кандидат философских наук, Л.В. Скворцов – доктор философских наук, председатель, Редакционный совет серии: С.Я. Левит – кандидат философских наук, Ю.Ю. Чёрный – кандидат философских наук Э.Н. Жук – зам. главного редактора, С.Я. Левит – кандидат философских наук, Т.Н. Гончарова, Т.А. Фетисова И.Л. <...> Галинская – доктор филологических наук, главный редактор, Редакционная коллегия: доктор филологических наук И.Л. Галинская Редактор-составитель выпуска – Ответственный за выпуск – Т.Н. Гончарова К 90 манит. науч.-информ. исслед. <...> Особенности иконописного искусства эпохи образования русского национального государства (конец ХIV – начало ХV в.) <...> «Красота и необходимость насилия»: Мифопоэтика раннего футуризма . <...> Деятели культуры русской эмиграции о Д.С. Мережковском . <...> Трансформация художественных канонов под влиянием эзотерических и рационалистических идей в эпоху Возрождения. <...> 153 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ Элеонора Шестакова. <...> Странничество героя: Экзистенциальный аспект (мотив «русский человек на rendez-vous») . <...> Классический кроссовер как объект массовой культуры . <...> Почтовая открытка конца XIX – начала XX века как форма травелога . <...> 211 6 ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Тед Страйфес АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА* Автор статьи – адъюнкт-профессор кафедры коммуникации и культуры университета Индианы (США). <...> Целью реферируемой статьи, как сказано в аннотации, является выяснение концептуальных условий, при которых появляется алгоритмическая культура, которая представляет собой «выявление, классификацию и иерархизацию людей, местностей, объектов и идей в ходе вычислительных компьютерных процессов» (с. <...> Итак алгоритмическая культура представляет собой позитивное наследие специфических информационных процессов, особенно если они <...>
Культурология_№4_2016.pdf
УДК 008
ББК 71.0
К 90
Серия «Теория и история культуры»
Центр гуманитарных научно-информационных исследований
Отдел культурологии
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, зам. председателя,
Г.В. Хлебников – кандидат философских наук,
Л.В. Скворцов – доктор философских наук, председатель,
Редакционный совет серии:
С.Я. Левит – кандидат философских наук, Ю.Ю. Чёрный –
кандидат философских наук
Э.Н. Жук – зам. главного редактора, С.Я. Левит – кандидат
философских наук, Т.Н. Гончарова, Т.А. Фетисова
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, главный
редактор,
Редакционная коллегия:
доктор филологических наук И.Л. Галинская
Редактор-составитель выпуска –
Ответственный за выпуск –
Т.Н. Гончарова
К 90
Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гуманит.
науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред.
кол.: И.Л. Галинская, гл. ред., и др. – М., 2016. – (Сер.: Теория
и история культуры / Ред. совет: Скворцов Л.В., пред.,
и др.). – 2016. – № 4 (79) / Ред.-сост. вып. И.Л. Галинская. –
214 с.
по культурологии.
Contents of this issue cover various material on culturology.
Издано при поддержке Российского фонда содействия
образованию и науке
ISSN 2073-5583
УДК 008
ББК 71.0
© ИНИОН РАН, 2016
Содержание издания определяют разнообразные материалы
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тед Страйфес. Алгоритмическая культура ........................................... 7
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
В.П. Визгин. Пришвин и Марсель.......................................................... 10
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Е.В. Глаголева. Старейшие университеты Европы .............................. 14
Жан Старобинский. Урок ностальгии .................................................. 21
Жан Старобинский. Грех уныния (acedia) ........................................... 24
Е.А. Авдюшева. Особенности иконописного искусства эпохи
образования русского национального государства (конец ХIV –
начало ХV в.) ...................................................................................... 26
Екатерина Бобринская. «Красота и необходимость насилия»:
Мифопоэтика раннего футуризма .................................................... 29
Натурализм в искусстве ХIХ века ......................................................... 32
Т.М. Фролова. Пути развития русского искусства ХIХ века.
Европеизация или национальное самоопределение? ..................... 37
Н.А. Пуховская. От модернизма к Античности: Формирование
нацистских мифологем в сфере культуры....................................... 40
3
Стр.3
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СЛОВЕСНЫХ ФОРМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Галина Жиличева. Дискурс путешествия в «Одноэтажной
Америке» И. Ильфа и Евг. Петрова ..................................................43
И.Л. Галинская. Постмодернизм в творчестве Умберто Эко...............46
И.Л. Галинская. Снова о Гарри Поттере ................................................49
В.И. Полищук. Франц Кафка: Познание жизни и любовь к бытию.....52
И.Л. Галинская. «Потерянное поколение» и Гертруда Стайн .............56
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ
ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Марина Лобанова. «Musica politica» XX в.............................................60
С.В. Наборщикова. Музыкальный мир Джорджа Баланчина:
Дягилевский калейдоскоп ..................................................................64
С.А. Гудимова. Музыкальная вселенная Оливье Мессиана .................69
Александр Васильев. Театральные художники русской эмиграции ....82
Михаил Тимофеев. Помни о матери-родине! Конкурирующие
места памяти........................................................................................92
РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
О.В. Кулешова.
Деятели
культуры русской эмиграции
о Д.С. Мережковском .........................................................................94
СИМВОЛЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР
В.П. Даркевич. Серебряный слон на Сосьве........................................114
А.А. Маслов. Рядом с алтарем предков.................................................117
Антон Нестеров, М. Волкова. Колесо фортуны .................................121
ФЕНОМЕНЫ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ
Н.Н. Непомнящий, А.Ю. Низовский. Загадка Кампо-Дель-Сьело .....126
Ольга Сизова. Нью-Грейндж. Пещера солнца.....................................129
4
Стр.4
КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ, СРЕДНИХ ВЕКОВ
И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Вадим Розин. Трансформация художественных канонов
под влиянием эзотерических и рационалистических идей
в эпоху Возрождения ....................................................................... 132
В.П. Даркевич. По следам Диониса Индийского................................ 138
Жан Старобинский. Смех Демокрита ................................................ 142
Л.В. Чеснокова. Противоречивость искусства эпохи барокко.......... 144
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
А.Ю. Демшина. Мода как феномен культуры .................................... 148
А. Курилко. В долгу перед самим собой.............................................. 153
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Элеонора Шестакова. Странничество героя: Экзистенциальный
аспект (мотив «русский человек на rendez-vous») ........................ 157
А.Н. Долгих. А.С. Пушкин и крестьянский вопрос в России ............ 159
Девиантное поведение в дореволюционной русской деревне . 162
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ
А. Шаталов. «Художник есть рука» ................................................... 165
Граф Федор Иванович Толстой Американец............................. 167
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Борис Бушмелев. Александр Солженицын и кино............................. 171
И.Л. Галинская. Спектакль «Машина Мюллер» ................................ 177
Алексей Козлов. Британский бит.......................................................... 180
Ольга Буренина-Петрова. Цирк – культура на колесах .................... 188
Реклама как явление массовой культуры................................... 195
Е.В. Семенченко. Классический кроссовер как объект массовой
культуры ........................................................................................... 198
5
Стр.5
И.И. Ремезова. Архетип счастья в российско-советском песенном
творчестве..........................................................................................199
Д.С. Докучаев. Почтовая открытка конца XIX – начала XX века
как форма травелога .........................................................................209
И.Л. Галинская. «Год кино – 2016» ......................................................211
6
Стр.6