Пронина, доктор филологических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: pronina.elena@gmail.com ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СМИ В статье рассматривается ход психической эволюции в условиях интенсивного развития цифровых форматов массовой коммуникации. <...> В процессе эмпирического исследования и вероятностно-статистического анализа показано, что активное использование новых медиа (социальных сетей и Интернета) сопровождается ростом потребности в самодетерминации. <...> Показано также, что наибольших значений уровень самодетерминации достигает у тех сторонников новых медиа, которые обладают ценностным отношением к жизни и, в особенности, у тех, кто отличается альтруистической направленностью. <...> Это позволяет рассматривать новые медиа как эволюционный фактор, в особенности благоприятствующий просоциальной и гуманистической ориентации личности. <...> В связи с этим профессиональная идентичность журналиста, основывающаяся на просоциальной мотивации и реализующаяся в массовой коммуникации, может рассматриваться одновременно как прообраз нового личностного психотипа и как инструмент эволюции личности. <...> Ключевые слова: профессиональная идентичность журналиста, медиапсихология, массовая коммуникация, эволюция психики, развитие личности The article examines the evolution of human psyche with regard to the ongoing rapid development of mass communication digital forms. <...> Пронина1 уделено вопросам эволюции личности в глобальной массовой коммуникации. <...> Респонденты За три года работы по проекту были получены убедительные данные о связи личностных изменений с развитием массовой коммуникации, о сравнительных особенностях самоидентификации в сфере журналистики, рекламы и PR, а также психологические характеристики непрофессиональных коммуникаторов – 1 Исследование поддержано Российским гуманитарным научным фондом: грант РГНФ № 12-06-00059а <...>