Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Нумизматика: учебное пособие

0   0
АвторыКольцов Петр Михайлович, Абеева Ольга Николаевна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц159
ID366283
АннотацияВ данном пособии рассматриваются денежные системы разных народов и государств в их развитии - с возникновения торговли до зарождения банковской системы. Структурно пособие состоит из двух частей. В первой части изложен курс лекций, охватывающий период от момента возникновения денег как средства обращения (включая доденежный период) и до 1917 г. - Элиста, 2008.
Кому рекомендованодля студентов специальности "История"
УДК73
ББК63.221
Нумизматика: учебное пособие / П.М. Кольцов, О.Н. Абеева .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2008 .— 159 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/366283 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Нумизматика изучает отдельные монеты и клады монет как отражение товарно-денежных отношений, изучает также бумажные деньги, боны, ордена и медали. <...> Как наука нумизматика изучает монеты не изолированно от других форм денег, вовлекая в сферу своих интересов также “домонетные”, бумажные деньги и боны. <...> К специфическим задачам нумизматики относятся: – разработка принципов и методов изучения монетных находок и описания монет; – регистрация и классификация – историческая, территориальная и метрологическая – объектов нумизматического исследования; – изучение различных форм и типов монет и других видов денег и выявление исторических фактов, обусловивших их возникновение; – изучение закономерностей, особенно причин возникновения процесса порчи монет и его последствий; – изучение истории метрологических фактов монетного дела; – изучение техники изготовления монет и форм организации монетного производства; – изучение возникающих в связи с монетным делом конкретных явлений товарно-денежных отношений; – изучение истории монетного права, монетного законодательства и монетных конвенций; 7 – выявление области распространения монет какого-либо определенного типа, формы выражения экономических контактов. <...> Все это предопределило то, что должна была на первых порах изучать нумизматика – внешние данные монеты: даты, надписи, изображения и т.д. <...> Несколько позднее в задачи нумизматики было включено изучение монеты как источника чисто исторического, содержащего много данных по политической истории. <...> Для русской дореволюционной и современной зарубежной науки монета – прежде всего памятник искусства, исторический источник, дающий материал по политической истории. <...> Российская наука ставит перед собой задачу комплексного изучения монет и, прежде всего, изучение нумизматического материала как фактов экономической жизни общества, истории товарноденежных отношений. <...> НУМИЗМАТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ <...>
Нумизматика_учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Нумизматика_учебное_пособие.pdf
Издательство Калмыцкого университета, 2008 П.М. Кольцов О.Н. Абеева 1 НУМИЗМАТИКА ЧАСТЬ I НУМИЗМАТИКА
Стр.1
Федеральное агентство по образованию _____ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» П.М. Кольцов, О.Н. Абеева НУМИЗМАТИКА Часть 1 Учебное пособие Элиста 2008
Стр.2
ББК Т221(2Рос. Калм)я73 К 626 Кольцов, П.М. К 626 Нумизматика. Часть 1. [Текст]: учебное пособие / П.М. Кольцов, О.Н. Абеева. – Элиста: Изд-во КГУ, 2008. – 146 с. В данном пособии рассматриваются денежные системы разных народов и государств в их развитии – с возникновения торговли до зарождения банковской системы. Структурно пособие состоит из двух частей. В первой части изложен курс лекций, охватывающий период от момента возникновения денег как средства обращения (включая доденежный период) и до ХIX века.. Пособие предназначено для студентов специальности «История». Печатается по решению редакционно-издательского совета Калмыцкого государственного университета Рецензенты: д-р ист. наук, профессор Дагестанского государственного университета М.С. Гаджиев; канд. ист. наук, доцент кафедры археологии и этнографии Саратовского государственного университета А.В. Балановский © Кольцов П.М., Абеева О.Н., 2008 © Калмыцкий госуниверситет, 2008 2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ....................................................................................... 4 Тема 1. Предмет нумизматики .................................................... 6 Тема 2. Нумизматическая терминология ................................... 9 Тема 3. История науки............................................................... 13 Тема 4. Деньги как средство обращения ................................. 24 Тема 5. Появление денег и монет............................................. 28 Тема 6. Весовые и монетные системы античности ................ 43 Тема 7. Организация монетного дела ...................................... 50 Тема 8. Средневековая восточная нумизматика ..................... 59 Тема 9. Булгаро-татарская денежно-весовая система XIII-XV вв. ..................................................................... 65 Тема 10. Нумизматика Древней Руси ...................................... 78 Тема 11. Нумизматика Руси периода феодальной раздробленности ......................................................... 87 Тема 12. Нумизматика Русского централизованного государства .................................................................. 93 Тема 13. Нумизматика периода Российской империи ......... 100 Тема 14. Монетная система России в XVIII-XIX вв. ........... 113 Названия монет ........................................................................ 135 Рекомендованная литература для самоподготовки ............... 141 Глоссарий .................................................................................. 144 Интернет-ресурсы .................................................................... 145 Вопросы к зачету/экзамену ..................................................... 149 Иллюстрации ............................................................................ 151 3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Любая наука имеет свою историю зарождения, становления и развития. Сказанное полностью относится и к нумизматике, которая наряду с эпиграфикой, папирологией, палеографией относится к так называемым «вспомогательным историческим дисциплинам». Но за последние 50 лет она вышла за пределы «вспомогательной» отрасли знания и превратилась в самостоятельную науку. Поэтому традиционное отнесение нумизматики к вспомогательным дисциплинам условно. За время своего существования как предмета пристального изучения со стороны ученых по нумизматике было написано большое количество статей и книг, как научного, так и научно-популярного характера. Знание основ нумизматики в настоящее время обязательно в самых разных областях и, прежде всего, для историка. Без этого немыслимо решение целого ряда проблем в истории, политэкономии, археологии, искусствоведении, языкознании и др. Именно нумизматика помогает выяснить денежные системы и их развитие, решает вопросы возникновения торговли и зарождения международных связей, помогает установить хронологию исторических событий, историю развития техники, архитектуры, сельского хозяйства, металлургии, военного дела, скульптуры и пр. Наконец, будущим учителям-историкам придется, хотите вы или нет, отвечать на вопросы учащихся относительно старинных монет, которые они могут принести в класс. Поэтому следует обратить внимание на то, что квалифицированное разъяснение вопросов по нумизматике будет способствовать упрочению авторитета учителя. При этом педагог должен будет решать и чисто воспитательные задачи. Ведь в каждой школе обязательно найдется несколько коллекционеров старинных монет. И не секрет, что без направленного интереса учащихся такое коллекционирование может принять самые уродливые формы. Известно, что кроме коллекционеров-любители есть коллекционеры-стяжатели, готовые на все в 4
Стр.5
охоте за редкими монетами: кражу, жульничество, обман, спекуляцию, ограбление музеев, частных коллекционеров и т.д. Во внеклассной кружковой работе учитель должен уметь определять и описать старинные монеты, оживляя этим ряд разделов школьной программы по истории России, привлекать нумизматику в качестве увлекательного дополнительного материала. Помимо этого, задача педагога – воспитать бережное, уважительное отношение к памятникам старины. Помогать музеям в учете и сохранении памятников старины для науки. И, наконец, через нумизматику можно привить учащимся любовь к истории – овеянные романтикой старинные монеты, клады влекли, и будут привлекать к поиску, разгадке прошлого. На изучение курса нумизматики в Гуманитарном институте Калмыцкого госуниверситета отведено по учебному плану около 36 часов. Этого крайне мало. За это время невозможно охватить даже самые значительные вопросы. Чтобы получить необходимые сведения и усвоить практические навыки первичного анализа нумизматического материала требуется узучить большое количество специальной литературы. Изучение данного предмета усложняется еще и тем, что к настоящему времени нет ни одного учебника для высших учебных заведений по общей нумизматике. Поэтому надеемся, что предлагаемое нами учебное пособие в какой-то мере поможет компенсировать этот пробел. При написании данной работы мы исходили из главной задачи вуза – выпустить не просто молодого историка начиненного знаниями, а самообучающегося специалиста, способного самостоятельно усваивать и производить знания. Структурно пособие по нумизматике состоит из двух частей. Первая часть охватывает период с момента возникновения денег как средства обращения (включая доденежный) и до монет советского времени. Вторая – с монет советского периода и до современных российских и зарубежных денег. Помимо собственно лекций по нумизматике, в настоящий курс включены также глоссарий, имена монет, список литературы необходимой для самостоятельной работы, интернет-ресурсы, вопросы к зачету/экзамену и иллюстрации. 5
Стр.6
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ НУМИЗМАТИКИ Изучение любого курса начинается с определения предмета дисциплины. Ответить на этот вопрос можно двумя словами: нумизматика – наука о монетах. Соответственно предметом нумизматики является особый вид исторического источника – монета. Нумизматика изучает отдельные монеты и клады монет как отражение товарно-денежных отношений, изучает также бумажные деньги, боны, ордена и медали. Таким образом, круг источников нумизматики довольно обширен. Кроме того, нумизматика помогает решать вопросы из различных областей знаний: истории, археологии, политэкономии, языкознании, искусствоведения. В основу нумизматики положено всестороннее изучение монеты, вплоть до исследования изображений, эмблем, надписей, веса и чистоты металла. Нумизматика помогает выяснять денежные системы древности и их развитие, способствует изучению истории возникновения торговли и зарождения международных связей, установлению степени развития товарно-денежного обращения в разные периоды истории. Нумизматика позволяет установить хронологию тех или иных исторических событий, историю развития техники, архитектуры, сельского хозяйства, металлургии, военного дела и пр. Если конкретно говорить о монете, то она представляет собой слиток металла определенной формы, веса, пробы и достоинства, который служит узаконенным средством обращения. Слово «монета» имеет латинское происхождение. Первые металлические деньги, чеканились на монетном дворе при храме богини Юноны на Капитолии в Риме. А одним из прозвищ богини Юноны является слово Монета (Юнона Монета), что означает наставительница (устроительница). Монетами их стали называть в Риме, а позднее и в других странах. Круглая форма монеты как наиболее удобная для обращения вытеснила все другие формы. На каждой монете имеется определенное изображение и надпись, именуемые легендой. Монета имеет лицевую сторону – аверс, обратную – реверс, обрез и ребро – гурт. Сам термин «нумизматика» как название науки, предметом изучения которого являются монеты, возник в эпоху средневековья. В основе словосочетания нумизматика, лежит греческое имя существи6
Стр.7
тельное «номос» – закон, законное платежное средство и производное от него «номизма» – монета. В греческом языке имеется и другое слово того же корня «voummos» – монета, от которого произошло латинское «nummus». В Византии в средние века от этих слов возникло прилагательное «vomimatixos», от которого и образовался термин «нумизматика». Основоположником систематического научного исследования в области нумизматики считается ученый И.И. Эккель, живший в XVIII в. в Вене. Как наука нумизматика изучает монеты не изолированно от других форм денег, вовлекая в сферу своих интересов также “домонетные”, бумажные деньги и боны. По традиции нумизматика изучает также медали, близкие к монетам в историческом плане и по технике изготовления. Общественными функциями нумизматики являются: а) выявление нумизматических памятников истории и культуры; б) изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих – особенно в отношении античности и средних веков – более глубокому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке. Опираясь на достижения современной науки, нумизматика исследует конкретные формы денег и связанные с ними особые условия и процессы. К специфическим задачам нумизматики относятся: – разработка принципов и методов изучения монетных находок и описания монет; – регистрация и классификация – историческая, территориальная и метрологическая – объектов нумизматического исследования; – изучение различных форм и типов монет и других видов денег и выявление исторических фактов, обусловивших их возникновение; – изучение закономерностей, особенно причин возникновения процесса порчи монет и его последствий; – изучение истории метрологических фактов монетного дела; – изучение техники изготовления монет и форм организации монетного производства; – изучение возникающих в связи с монетным делом конкретных явлений товарно-денежных отношений; – изучение истории монетного права, монетного законодательства и монетных конвенций; 7
Стр.8
– выявление области распространения монет какого-либо определенного типа, формы выражения экономических контактов. Значимость и универсализм нумизматики состоят в том, что она находится в постоянном взаимодействии с многочисленными смежными научными областями. К ним можно отнести: историю экономики, историю финансов, историю искусств, историю техники, хронологию, метрологию, палеографию, этимологию, генеалогию, геральдику, фалеристику, мифологию, биологию, иконографию, сфрагистику. Важнейшим же источником нумизматики являются сами монеты как подлинные и неповторимые памятники истории культуры своего времени. Монеты изучаются с различных точек зрения: метрология изучает весовые данные монет, экономисты изучают роль денег в хозяйстве, палеографы изучают легенды. Все это предопределило то, что должна была на первых порах изучать нумизматика – внешние данные монеты: даты, надписи, изображения и т.д. Несколько позднее в задачи нумизматики было включено изучение монеты как источника чисто исторического, содержащего много данных по политической истории. Такое, довольно-таки одностороннее, определение прочно утвердилось в зарубежной науке. Для русской дореволюционной и современной зарубежной науки монета – прежде всего памятник искусства, исторический источник, дающий материал по политической истории. Из поля зрения зарубежных исследователей выпадает основное значение нумизматического памятника как фактора экономической жизни общества. Российская наука ставит перед собой задачу комплексного изучения монет и, прежде всего, изучение нумизматического материала как фактов экономической жизни общества, истории товарноденежных отношений. Для этого необходимо создание нумизматических коллекций, с привлечением письменных источников, содержащих сочинения античных авторов, средневековых записей, а начиная с XVI в., богатейший архивный материал. Для нового времени с его обширной документацией монеты как источники исторических данных играют довольно незначительную роль, что, однако, не умаляет их значения как объекта коллекционирования. 8
Стр.9
ТЕМА 2. НУМИЗМАТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ Монета – слиток металла определенной формы, веса, пробы и достоинства, который служит средством обращения. Название «монета» происходит от одного из прозвищ богини Юноны. В храме Юноны был монетный двор. Чеканные деньги в честь этого двора и богини Юноны стали называть монетой. Первые монеты были просто небольшими слитками металла неопределенной формы. На каждой монете имеется определенное изображение и надпись – легенда. Монета имеет лицевую сторону (аверс) и оборотную (реверс) и ребро (гурт). Аверс (от латинского adversus – обращенный к чему-либо, комулибо; от франц. – avera; англ. – obverse) – лицевая сторона монеты, а также медали. Аверс античной монеты отражал религиозно-правовые представления своего времени, поэтому чаще всего на нем встречается изображение головы божества, почитаемого в данном городе, а также эмблема города (например, черепаха – на о. Эгина, Пегас – в г. Коринф, пчела – в г. Эфесе и т.д.). В эпоху эллинизма на аверсе, как правило, помещался портрет правителя государства. Реверс (франц. – revers; англ. – reverse) – оборотная сторона монеты или медали. Гурт (англ. – edge; франц. – tranche) – ребро монеты, которое соответственно оформлялось, чтобы предупредить злонамеренное обрезывание ценного металла в обращении. Например, во 2-й пол. XVIII в. гурт рублей в России обрабатывался косой насечкой. В 1798 г. на гурте монеты начали обозначать пробу металла (содержание чистого драгоценного металла в сплаве, из которого чеканятся монеты), с 1810 г. – лигатурный вес монеты, а с 1866 г. – содержание в ней чистого серебра и инициалы монетных мастеров. Лигатура (лат. – ligatura от ligare – связывать) – примесь металлов (например, серебра к золоту или меди к серебру) для придания сплаву большей твердости или для его удешевления. Содержание лигатуры в сплаве определяется пробой. Лигатура применяется при чеканке монет, изготовлении ювелирных изделий и пр. Одно из основных понятий нумизматики является монетный тип – внешние данные монеты. 9
Стр.10