МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» В.И. Макаров ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА РАСТИТЕЛЬНЫХ И ПОЧВЕННЫХ ОБРАЗЦОВ Учебное пособие для лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов Направления бакалавриата «Агрохимия и агропочвоведение» и «Агрономия» Ижевск ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА 2016 1 УДК 543 ББК 24.46 М 15 Методические указания составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования № 1166 от 20 октября 2015 г. и № 1431 от 4 декабря 2015 г. Рецензенты: М 15 Макаров В.И. <...> . . . . . . . 2.5 Определение содержания обменного аммония в почве лориметрическим методом . <...> . . . . . . . . . . . . . . . 2.11 Рефрактометрическое определение содержания растворимых сухих веществ в растениеводческой продукции. <...> Порядок работы на приборе при определении ЭДС растворов и суспензий . <...> Способы расчетов в потенциометрических методах анализа . <...> . . . . . . 3.5 Определение содержания хлоридов в растворах методами прямой ионометрии и потенциометрического титрования. <...> Для определения содержания вещества методом градуировочного графика готовят серию из 4–8 стандартных растворов разных концентраций. <...> При выборе интервала концентраций стандартных растворов руководствуются следующими положениями: 1) интервал концентраций стандартных растворов, должен обеспечивать максимальную воспроизводимость результатов измерений; 2) он должен охватывать область возможных изменений концентраций исследуемого раствора; 3) желательно, чтобы показание прибора исследуемого раствора соответствовало примерно середине градуировочной кривой; При совокупности перечисленных условий измеряют физические характеристики стандартных растворов (в милливольтах, миллиамперах и т.д.) относительно растворителя и строят графики зависимости. <...> Регистрируют <...>
Инструментальные_методы_анализа_растительных_и_почвенных_образцов.pdf
УДК 543
ББК 24.46
М 15
Методические указания составлены в соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта высшего образования
№ 1166 от 20 октября 2015 г. и № 1431 от 4 декабря 2015 г.
Рецензенты:
М 15
Макаров В.И.
Инструментальные методы анализа растительных и почвенных образцов:
учебное пособие для лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов
[Электронный ресурс]. – Ижевск : ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016. –
70 с.
В учебном пособии изложены теоретические основы инструментальных
методов анализа (спектральных, оптических, электрохимических, хроматографических)
и приемы работы на современных приборах при анализе растительных
и почвенных образцов.
Пособие включает методические указания и задания для выполнения лабораторно-практических
занятий и самостоятельной работы для студентов, обучающихся
по направлению бакалавриата «Агрохимия и агропочвоведение» и
«Агрономия».
УДК 543
ББК 24.46
© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016
© Макаров В.И., 2016
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Общетеоретические вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Градуировочные графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Метрологические характеристики результатов анализа . . . . . . . . . . . . . .
1.3 Определение погрешности результатов анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Спектральные методы анализов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Пламенный фотометр ПФМ. Порядок работы на приборе . . . . . . . . . . .
2.2 Определение водорастворимого
натрия
в
почвах
фотометрическим методом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Определение содержания калия в минеральных удобрениях пламеннофотометрическим
методом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4 Фотоэлектроколориметр КФК-2. Порядок работы на приборе . . . . . . . .
2.5 Определение
содержания
обменного
аммония
в почве
лориметрическим методом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.6 Определение легкоподвижных форм фосфора
в почве
риметрическим методом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.7 Турбидиметрический метод определения подвижной серы в почве . . . .
2.8 Спектрофотометр Спекол-10. Порядок работы на приборе . . . . . . . . . .
2.9 Определение содержания каратиноидов, хлорофилла a и b в листьях . .
2.10 Рефрактометр RL-1. Порядок работы на приборе. . . . . . . . . . . . . . . .
2.11 Рефрактометрическое определение содержания растворимых сухих веществ
в растениеводческой продукции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.12 Рефрактометрическое определение содержания жира в продукции экстракционным
методом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.13 Поляриметр П-161. Порядок работы на приборе . . . . . . . . . . . . . . . .
2.14 Поляриметрическое определение содержания крахмала в муке после кислотного
гидролиза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Электрохимические методы анализов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1 Иономер рН-340. Порядок работы на приборе при определении рХ растворов
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2 Иономер рН-340. Порядок работы на приборе при определении ЭДС растворов
и суспензий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3 Определения содержания нитратов в почве. Способы расчетов в
потенциометрических методах анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.4 Определение содержания нитратов в растениях потенциометрическим методом.
Выбор соотношения объекта анализа к раствору . . . . . . .
3.5 Определение содержания хлоридов в растворах методами прямой ионометрии
и потенциометрического титрования. . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.6 Определение содержания витамина С в растениях методом потенциометрического
титрования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.7 Определение калийного потенциала почв с использованием калий– и кальцийселективных
электродов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Методические указания и задания к самостоятельной работе . . . . . . . . . . .
4.1 Письменные самостоятельные работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2 Контрольные вопросы для текущего контроля знаний . . . . . . . . . . . . . . .
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
коколо4
5
5
9
12
15
15
пламенно17
19
21
22
23
26
27
31
32
34
36
38
39
41
41
42
43
46
50
54
56
3.8
Определение содержания солей в растворах кондуктометрическим методом 58
63
63
64
67
Стр.3