В.И. Звонников, Государственный университет управления Качество образования, или Кое-что новое о вечной проблеме 26 ГЛАВНОЕ – КАЧЕСТВО Вопреки расхожему мнению, согласно которому о качестве образования заговорили только в последние десятилетия, споры на эту тему возникли, пожалуй, одновременно с появлением формального обучения. <...> Во всяком случае их отзвуки дошли до нас чуть ли не со времен Хаммурапи и Хуфу. <...> Самая уважаемая древними точка зрения на интересующую нас тему состояла в том, что главным результатом обучения и воспитания должны быть достойные, возвышенные качества человека, говоря порусски – добродетели. <...> Еще Гераклит указывал, что многознание уму не научает, а Конфуций на первое место в образовании ставил моральные устои человека, знание традиций, уважение к родителям, предкам, близким и к своей Родине. <...> Моральную добродетель он определял почти так же, как Иммануил Кант: не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы он сделал тебе. <...> Сходные воззрения в той или иной мере были приняты мировыми религиями: христианством, исламом, иудаизмом, буддизмом. <...> Парадоксальным образом моральный стержень образования, его роль в формировании созидательных способностей и качеств личности вышли на первый план именно в наше время. <...> Основатель Римского клуба Аурелио Печчеи полагал, что выживание человечества немыслимо без изменения самого человека, без трансформации его сущностных качеств. <...> Идеал ПросВещенИя В эпоху Просвещения великие умы, да и широкое общественное мнение, как бы отвернулись в сторону от моральных аспектов образования. <...> Можно сказать и так: эпоха Просвещения совершенно определенно поставила знак равенства между качеством образования, с одной стороны, и уровнем и объемом знаний – с другой. <...> Вопервых, изменилась сама концепция знаний – под ними стали пониматься теоретические достижения науки и результаты научных экспериментов, а развитие науки возглавили математика, физика и химия <...>