© Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2014 Case:Layout 1 12.11.2013 12:56 Page 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Реализация образовательной программы юристов предполагает использование как традиционных, так и интерактивных методов обучения, обеспечивающих компетентностный подход. <...> Представляется, что наиболее удачной методикой реализации компетентностного подхода выступает решение кейсов. <...> 3 Кейсы Case:Layout 1 12.11.2013 12:56 Page 4 Заметим, что современная высшая школа допускает использование кейсов при преподавании так называемых «бизнес-дисциплин»1 . <...> Более того, на наш взгляд, формирование профессиональных компетенций магистров-юристов возможно только путем решения кейсов. <...> В частности, решение кейсов предполагает обращение к гражданскому процессуальному, гражданскому законодательству. <...> В отличие от иных интерактивных методов решение кейсов совершенно не обязательно должно проходить в группе, наиболее удачным вариантом является индивидуальная работа каждого из магистров с последующим групповым обсуждением. <...> Case:Layout 1 12.11.2013 12:56 Page 5 ботка алгоритма комплексного решения вопроса, изучение существующей практики по аналогичным делам); ■ теоретическое обоснование соответствующей проблемы (обоснование актуальности решаемого вопроса, наличие спорных и дискуссионных позиций представителей науки семейного права, формулирование и обоснование собственного мнения). <...> 5 Case:Layout 1 12.11.2013 12:56 Page 6 Рассмотрим в качестве примера кейс под названием «Отец-одиночка и лапочка-дочка», который предлагается магистрам для решения при изучении вопросов осуществления и защиты родительских прав. <...> В частности, речь идет о том, что после расторжения брака супругов их десятилетняя дочь осталась проживать с отцом, что, однако, не было отражено ни в специальном соглашении родителей, ни в решении мирового судьи. <...> Суд удовлетворил иск полностью; ■ документы: решение мирового судьи о расторжении брака; исковое заявление об определении места жительства девочки; решение суда <...>
Семейное_право._Практикум._кейсы._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки..pdf
УДК 347.61/.64(470+571)(076.5)
ББК 67.404.5(2Ðîñ)ÿ73
È46
Рецензен т ы:
доктор юридических наук, профессор А.В. Барков
(кафедра гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права)
доктор педагогических наук, профессор И.Д. Лельчицкий
(зав. кафедрой педагогики, социальной работы и социальной психологии
ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Ильина, Ольга Юрьевна.
È46
2015.
Семейное право. Практикум. Кейсы: учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»
/ Î.Þ. Èëüèíà. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ: Закон и ïðàâî,
— 240 ñ.
ISBN 978-5-238-02514-8
Агентство CIP РГБ
Практикум охватывает основные темы учебного плана по семейному праву.
Обучающимся предлагаются кейсы, в которых рассматриваемые проблемы
необходимо выявить, сформулировать и квалифицировать с учетом имеющейся
информации. Несовершенство, пробелы действующего законодательства,
неоднозначность соответствующей правоприменительной практики и другие
обстоятельства предполагают альтернативные варианты как правовой оценки,
так и разрешения изложенных в кейсах ситуаций. В то же время предложенные
решения должны быть наиболее целесообразными, содержать практическую
научно-обоснованную модель поведения субъектов соответствующих
правоотношений.
Для студентов юридических вузов и факультетов.
ББК 67.404.5(2Ðîñ)ÿ73
ISBN 978-5-238-02514-8
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2014
Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания
(ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.).
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2014
Стр.3
Case:Layout 1 12.11.2013 12:57 Page 240
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Образец решения: кейс 1. Бедная маришка . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Примерный вариант решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Кейс 2. История девочки Маши . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Кейс 3. Одному вершки, другому корешки… . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Кейс 4. Та ли мать, что родила? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Кейс 5. Дело крошки-Антошки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
Кейс 6. Предательство или чувства? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
Кейс 7. А была ли любовь?.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86
Кейс 8. Одинокий папочка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
Кейс 9. В болезни и в здравии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Кейс 10. Отец-одиночка и лапочка-дочка . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Кейс 11. Спросила девочка тогда: «Ты что же, мама, не моя?» . . .150
Кейс 12. Странница . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .166
Кейс 13. Семья по расчету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Кейс 14. Злополучный случай в кустах шиповника… . . . . . . . . .178
Кейс 15. Долгая история, или Возвращение блудного папы . . .193
Кейс 16. А будет ли Саша Федоровым? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .210
Кейс 17. На Елисейские Поля без разрешения папы... . . . . . . . .227
Кейс 18. Фиктивность или эффективность? . . . . . . . . . . . . . . . . .234
Стр.241