Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психологический анализ трудового коллектива и его деятельности (220,00 руб.)

0   0
Первый авторМалютина Оксана Петровна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц70
ID358490
Аннотация Учебное пособие наряду с теоретическим материалом содержит полезный диагностический инструментарий. В приложении предлагаются ролевые игры, направленные на сплочение трудового коллектива.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 3-го курса очной формы обучения (бакалавриат) факультета философии и психологии. Для направления 37.03.01 – Психология
Малютина, О.П. Психологический анализ трудового коллектива и его деятельности / О.П. Малютина .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 70 с. — 70 с. — URL: https://rucont.ru/efd/358490 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О. П. Малютина ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 26 декабря 2014 г., протокол № 1400-09 Рецензент канд. психол. наук, доц. <...> Психологические принципы организации трудовой деятельности и формирования производственных коллективов . <...> 35 Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе (авторы О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто) . <...> 63 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Один из основных разделов психологии труда, инженерной психологии и эргономики – психологический анализ групповой деятельности. <...> Он направлен на изучение взаимодействия людей в трудовом коллективе, психологических принципов организации трудовой деятельности и формирования производственных коллективов, психологической совместимости работников и т.д. <...> Учебное пособие наряду с теоретическим материалом содержит полезный диагностический инструментарий. <...> В приложении предлагаются ролевые игры, направленные на сплочение трудового коллектива. <...> ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ Идея объединения своего труда с трудом других людей возникла в силу объективной необходимости. <...> Векторы ОА и ОВ символизируют содержательную сторону опосредования, т.е. направленность деятельности группы [8]. <...> Имеет смысл проводить общие коллективные мероприятия (дискуссии, обсуждения), интересные для всех. <...> Руководителю рекомендуется с помощью разнообразных форм и методов коллективной работы ускорить сплочение и формирование группы. <...> Авторитетны «смотрители маяка» – организаторы, актив, те, кто не дает погаснуть огню. <...> Командный состав группы на данном этапе – знающие и надежные организаторы <...>
Психологический_анализ_трудового_коллектива_и_его_деятельности_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О. П. Малютина ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ......................................................................................... 4 1. Взаимодействие людей в трудовом коллективе ............................................ 5 2. Психологические принципы организации трудовой деятельности и формирования производственных коллективов ............................................ 9 Методика «Лидер» (автор М. Богуславская) ......................................... 19 Методика «Кто вы: ведущий или ведомый?» (автор Е. Бруннер) ....... 24 3. Руководство трудовым коллективом ............................................................ 25 Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (автор В. П. Захаров) ......................................................... 28 4. Психологическая совместимость работников .............................................. 32 5. Социально-психологический климат в трудовом коллективе ................... 35 Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе (авторы О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто) .......................................................................................... 39 6. Конфликты в трудовом коллективе и пути их преодоления ...................... 42 Методика диагностики межличностных отношений (автор Т. Лири) .......................................................................................... 46 Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации (автор К. Томас) ........................................................................................ 52 7. Методы сплочения трудового коллектива ................................................... 57 Литература ........................................................................................................... 62 Приложение ......................................................................................................... 63 3
Стр.3
Вместе с тем заметим, что такой потенциал может проявиться только у полностью сформированного коллектива и при эффективном руководителе. Многое здесь зависит от вида коллектива. В создании коллектива участвуют все его члены, но главная роль принадлежит менеджеру по персоналу. Его основная задача − создать команду единомышленников, объединенных общей целью. По степени сплоченности выделяют следующие типы коллективов: 1) сплоченные − подавляющее большинство имеет согласие по поводу моральных установок и ролевых обязанностей. Отношения между людьми носят конструктивный характер; 2) разобщенные − каждый член коллектива имеет свое мнение и позицию, а мнение других отвергает или проявляет к ним безразличие, непонимание. Взаимоотношения носят деструктивный характер; 3) расчлененные − согласие между работниками коллектива наблюдается только в малых неформальных подгруппах, что приводит к психологическому расслоению всей группы. А. В. Петровский предложил следующую модель группового развития, отразив в ней пять уровней развития малых групп: диффузная группа, ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив (рис. 1). В этой модели вектор ОС показывает степень опосредования межличностных отношений, насколько ценности опосредуют поведение членов группы. Векторы ОА и ОВ символизируют содержательную сторону опосредования, т.е. направленность деятельности группы [8]. Любая группа возникает как диффузная (I): общность, межличностные отношения которой не опосредуются содержанием совместной деятельности. Но уже здесь выделяются лидеры, образуются диады, триады и формируются отношения предпочтения (симпатии и антипатии). А II О С I III I В IV V Рис. 1. Уровни развития групп по А. В. Петровскому 6
Стр.6
По мере определения направленности и усиления взаимозависимости членов группы она становится либо кооперацией (II), либо ассоциацией (IV). Кооперация − общность, где имеется высокий уровень социальных ценностей, но ими лишь в малой степени опосредованы межличностные отношения (например, обычная рабочая группа). Ассоциация − общность, где отношения людей фактически не опосредованы общими ценностными факторами совместной деятельности, а если эти факторы и есть, то носят асоциальный или даже антисоциальный характер, ориентирующийся лишь на частные интересы и потребности отдельных участников группы. По мере усиления взаимозависимости кооперация может развиться в коллектив (III), а ассоциация − в корпорацию (V). Оба понятия из концепции А. В. Петровского в свое время были подвергнуты критике, но все же они с некоторыми оговорками отражают суть развития малых групп. Корпорация − это группа, где налицо высший уровень опосредования взаимоотношений содержанием групповой деятельности, но цели группы носят ярко выраженный антисоциальный характер. Коллектив − это организованная группа, члены которой объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого члена в отдельности, в такой группе межличностные отношения опосредуются общественно значимым содержанием деятельности. Это именно та группа, к формированию которой стремится хороший руководитель. В какой-то мере коллектив – это идеальная рабочая группа, определяющая направление деятельности руководителя [8]. Любая малая группа, в том числе рабочая, проходит пять основных этапов в своем развитии. Они образно представлены в модели А. Н. Лутошкина. 1. Зарождение коллектива (этап «Песок»). Работники еще не могут тесно и искренно общаться, т.к. ощущают некоторое стеснение, защищаются, стараясь повысить свою роль в решении производственной задачи. Люди стремятся скрыть свои чувства, слабости, пытаются быть рациональными. Общение носит формальный характер, поскольку сотрудники еще плохо знают друг друга, не имеют прочных эмоциональных связей. В том случае, если руководитель или лидер не обладает творческими и организаторскими способностями, группа может так и остаться на данном этапе развития. Руководителю рекомендуется использовать метод концентрации власти в одних руках для создания ядра группы. Имеет смысл проводить общие коллективные мероприятия (дискуссии, обсуждения), интересные для всех. Рекомендуется использовать методы убеждения, «эмоционального заражения», соревнования. В случае рациональных действий руководителя возможен переход группы на следующий этап развития. 2. Психологическое расслоение (этап «Глина»). Совместная деятельность, общение сближают людей, и, как следствие, на основе общих интересов и симпатий появляются спонтанные группы (микрогруппы). Выделяются лидеры, происходит психологическая «притирка», формируются общегрупповые ценности. Основная проблема данного этапа – сложности в отношениях между микрогруппами, часто из-за своих лидеров. Этап переломный в развитии 7
Стр.7
группы и наиболее длительный. Если в этот период удается изучить слабые и сильные стороны членов группы, то появляется возможность узнать причины низких результатов работы с целью корректировки дальнейших действий. Руководителю рекомендуется с помощью разнообразных форм и методов коллективной работы ускорить сплочение и формирование группы. 3. Этап «Мерцающий маяк». В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – организаторы, актив, те, кто не дает погаснуть огню. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, у некоторых членов группы не хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел. Наблюдается проявление активности всплесками, однако не у всех работников. 4. Этап «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед. Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав группы на данном этапе – знающие и надежные организаторы, авторитетные коллеги. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Не всегда у членов группы хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено. 5. Сплочение группы в коллектив (этап «Горящий факел»). Характерен высокий уровень взаимоотношений между людьми на основе моральной поддержки и взаимопомощи. В такой группе комфортно каждому члену благодаря ощущению искреннего самоуважения и возможности проявить свои способности. Руководителю рекомендуется практиковать демократический стиль управления и поддерживать благоприятный климат в группе в силу того, что на данном этапе ее развития действуют общепринятые групповые нормы морали, нормы поведения и отношения друг к другу. Следует учитывать, что каждый этап группового развития отличается определенным сочетанием процессов интеграции и дифференциации, хотя в конкретных условиях лишь один из этих процессов является ведущим, что и детерминирует тот или иной этап развития [3]. Трудовые коллективы классифицируются по ряду признаков: статусу, механизму образования, характеру внутренних связей, времени существования, размеру и составу и др. По статусу различают коллективы официальные и неофициальные. Официальные трудовые коллективы юридически оформлены в рамках действующего законодательства с учетом норм и правил, установленных на данном предприятии. Неофициальные − базируются на личных симпатиях, общих ценностях и жизненных целях, причем такие коллективы нигде и никак юри8
Стр.8