Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. К. Д. УШИНСКОГО»
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
Издается с 1994 года
2017 – № 4
Ярославль
2017
Стр.1
УЧРЕДИТЕЛИ:
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль :
РИО ЯГПУ, 2017. – № 4. – 391 с. – ISSN 1813–145Х.
2017, № 4. – 500 экз.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии и алгебры Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского (главный редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, заведующий
кафедрой теории и методики профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам.
главного редактора, ответственный редактор); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры
культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); М. И. Рожков, доктор
педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (зам.
главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома, США; А. В. Азов, доктор философских наук, профессор, заведующий
кафедрой философии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. А. Бабуркин, доктор политических наук,
профессор, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области; Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей
школы РФ, профессор, директор института педагогики и психологии, заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Т. Байер, профессор русского языка, Миддлбери колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических
наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет, г. Пуатье, Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор,
заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского университета; Н. И. Воронина, доктор философских наук, Заслуженный
деятель науки РФ, профессор, заведующая кафедрой культурологии и этнокультуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
М. В. Груздев, доктор педагогических наук, доцент, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
В. З. Демьянков, доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института языкознания РАН; Т. И. Ерохина, доктор культурологии,
профессор, проректор Ярославского государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного
университета, г. Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования, г. Ярославль;
И. А. Иродова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физики и информационных технологий Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры
Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Научного совета «История мировой культуры»; З. Крушевский,
доктор педагогических наук, профессор, ректор Высшей школы им. П. Владковицы, г. Плоцк, Польша; Н. Н. Летина, доктор культурологии, доцент
кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; О. В. Лукин, доктор филологических наук,
профессор, заведующий кафедрой теории языка и немецкого языка Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
И. Ю. Лученецкая-Бурдина, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Х. Люк, доктор психологических наук, профессор Университета Хагена, директор Института
психологии Курта Левина, Германия; В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Г. Макеева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая
кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; А. Б. Пермиловская, доктор культурологии, главный научный сотрудник Института
экологических проблем Севера УрО РАН; Ю. П. Поваренков, доктор психологических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор
кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; К. Э. Разлогов, доктор
искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова;
Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования Московского
государственного университета им. М. В. Ломоносова; А. Э. Симановский, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной
(коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор педагогических
наук, профессор, заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит, профессор Университета Ланкастера, Великобритания; А. Б. Соколов, доктор исторических
наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Л. Н. Сухорукова,
доктор педагогических наук, профессор кафедры медицины, биологии, теории и методики преподавания биологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. Ю. Тарханова, доктор педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального
образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, заведующая
кафедрой культурологии и музееведения Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова; В. П. Федюк, доктор
исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; Н. А. Хренов, доктор
философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, г. Москва; А. П. Чернявская, доктор
педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
Ц. Чжан, доктор исторических наук, профессор, директор Центра новой мировой истории Института истории Пекинского педагогического
университета, г. Пекин, КНР; А. В. Юревич, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, членкорреспондент
РАН; Т. В. Юрьева, доктор культурологии, профессор кафедры журналистики Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; А. В. Ястребов, доктор педагогических наук, профессор кафедры математического анализа, теории и методики обучения
математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108/1
Тел.: (4852)72–64–05, 32–98–69 (издательство)
Адреса в интернете: http: //yspu.org/; http: //vestnik.yspu.org/
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
(Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
ПИ № ФС 77–68474 от 31.01.2017
Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник» см. на сайте: http://vestnik.yspu.org/?page =
athors_format
© ФГБОУ ВО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2017
© Авторы статей, 2017
Стр.2
FOUNDING PARTIES:
FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky»
Department of Education of the Yaroslavl region
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. – Yaroslavl :
RIO YSPU, 2017. – № 4. – 391 p. – ISSN 1813–145X.
2017, № 4. – 500 pcs.
THE EDITORIAL BOARD
V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Geometry and Algebra Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky (Editor-in-Chief); M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Honoured Scientist of the Russian Federation, Professor, Head of the Theory and
Methods of Professional Education Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor, Editor-in-Chief);
T. S. Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured
Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. I. Rozhkov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Scientist of the Institute of
Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor);
Ch. Abramson, Professor of the University-Stillwater, Oklahoma, USA; A. V. Azov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy Department
of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. A. Baburkin, Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights Ombudsman in
the Yaroslavl region; L. V. Baiborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Honoured Worker of the Russian Federation Higher School, Professor, Director of the
Institute of Pedagogics and Psychology, Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
T. Beyer, Professor of the Russian Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Preschool Pedagogics
and Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a teacher of the Russian Language, University
of Poitiers, France; E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of Samara Medical University;
N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Culturology and Ethnoculture Department of Mordovian State named after N. P. Ogariov,
Honoured Scientist of the Russian Federation; M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Rector of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; V. Z. Demiyankov, Doctor of Philological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Linguistics of the Russian Academy
of Sciences; T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of Yaroslalv State Theatrical Institute; L. A. Zaks, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of the Institute of Education
Development, Yaroslavl; I. A. Irodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Physics and Information Technologies Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the History and Theory of Culture Department
of Russian State Humanitarian University, Vice-Chairman of the Scientific Council «History of World Culture»; Z. Krushevsky, Doctor of Pedagogical
Sciences, Professor of P. Wladkowica Higher School, Plock, Poland; N. N. Liotina, Doctor of Culturology, Associate Professor of the Culturology Department of
Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; O. V. Lukin, Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Theory of Language and
German Language Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. Ju. Luchenetskaya-Burdina, Doctor of Philological Sciences,
Professor, Head of the Russian Literature Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Kh. Lyuk, Doctor of Psychological
Sciences, Professor of Hagen University, Director of the Institute of Kurt Lewin Psychology, Germany; V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences,
Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. G. Makeeva, Doctor of
Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Ways of Training Philological Disciplines Department of Yaroslavl State Pedagogical University named
after K. D. Ushinsky; Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University, Germany; A. B. Permilovskaya, Doctor of Culturology, Leading Research Worker of the
Institute of Ecological Problems of the North of the Russian Academy of Sciences; Ju. P. Povarionkov, Doctor of Psychological Sciences, Honoured Worker of the
Higher School of the Russian Federation, Professor of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; K. E. Razlogov, Doctor of Art Criticism, Professor of the All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov, Honoured
Worker of Art of the Russian Federation; N. Kh. Rozov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy
of Education, Dean of the Faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M. V. Lomonosov; A. E. Simanovsky, Doctor of Pedagogical
Sciences, Associate Professor, Head of the Special (Correctional) Pedagogics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
E. I. Smirnov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster University, Great Britain; A. B. Sokolov, Doctor of Historical Sciences,
Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Sukhorukova L. N., Doctor of Pedagogical Sciences,
Professor of the Medecine, Biology, Theory and Ways of Training Biology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; I. Yu. Tarkhanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methods of Professional Education Department of
Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. Ju. Tikhonova, Doctor of Culturology, Head of the Culturology and Museology Department
of Uliyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Uliyanov; V. P. Fedyuk, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of
Yaroslavl State University named after P. G. Demidov; N. A. Khrenov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Leading Research Worker of the State Institute
of Art Criticism, Moscow; A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical
University named after K. D. Ushinsky; T. Chzhan, Doctor of Historical Sciences, Professor, Director of the New World History Centre of the Institute of
History of Beijing Normal University. Beijing, PRC; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Psychology of
the Russian Academy of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences; T. V. Jurieva, Doctor of Culturology, Professor of the Journalism
Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. V. Yastrebov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Mathematical
Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky.
The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results of theses to get the
academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published.
The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board.
Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108/1
Ph.: (4852) 72–64–05, 32–98–69 (publishing house)
The Internet address: http://yspu.org/; http://vestnik.yspu.org/
The Certificate of registration of mass media (The Ministry of the Russian Federation for Affairs of the Press,
Television and Radio Broadcasting and Mass Communication Media)
ПИ № ФС 77–68474 dated from 31.01.2017
Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»
© FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky», 2017
© Authors of articles, 2017
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 4–2017
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Тамарская Н. В. Тенденции демократизации школьной жизни ___________________________________________________8
Белкина В. В. Организационно-педагогические условия воспитания демократической культуры подростков ____________ 13
Захарова М. Б. Сравнительный анализ системы ценностей студентов вузов________________________________________ 20
Киселева Т. Г., Зайцева М. А. Психолого-педагогическое сопровождение молодой семьи ____________________________ 25
Хомутова Е. Б. Подготовка социального педагога к работе с семьей особого ребенка _______________________________ 30
Тихомирова Л. Ф., Макеева Т. В., Гурьянчик В. Н. Исследование социальных стереотипов феминности у обучающихся
военных и гражданских вузов __________________________________________________________________________ 35
Кротова М. В. Особенности индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе ___ 42
Давыдова А. А. Документы архивных фондов периода Великой Отечественной войны и формирование патриотической
позиции старшеклассников ____________________________________________________________________________ 49
Данилова Л. Н. Реформирование общего образования в Белоруссии и Украине в постсоветский период ________________ 54
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Новоселова Н. Н. Опыт использования интерактивных математических сред в России и за рубежом ___________________ 62
Мартынова Е. Н. Методическая система Н. Ф. Бунакова _______________________________________________________ 66
Титов О. А. Использование вариантов игры «слово в словах» на занятиях русского языка ___________________________ 71
Аниськина Н. В. Произведения Н. Ключаревой на уроках русского языка: комплексный анализ текста _________________ 75
Макеева С. Г., Артемов М. Ю. Использование метода проектов в повторении изученного материала по русскому языку _ 81
Иванов Н. Н. Воспитание читательской эмпатии в процессе работы с произведением литературы _____________________ 88
Кучина Т. Г. Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе _______________________________ 93
Крылова Т. Ю., Сухорукова Л. Н. Построние учебного содержания курса общей биологии в форме диалога ____________ 97
Иванова Т. Г., Синицын И. С. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий
(на примере географии) ______________________________________________________________________________ 102
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ходусов А. Н., Кононова С. А. Методология развития профессионального образования _____________________________ 108
Дворяткина С. Н., Зиборов В. И. Синергетический эффект использования ИКТ
в математическом образовании студентов _______________________________________________________________ 114
Белько Е. С., Зыкова Т. В., Кытманов А. А., Тихомиров С. А. Технология обучения математике
с синергетическим эффектом в процессе освоения адаптационных курсов в вузе _______________________________ 118
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Саватеева А. Л., Тишинова Е. А.,Тихомирова Л. Ф. Инклюзивное и интегрированное обучение детей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в специальном образовательном учреждении ___________________ 122
Тихомирова Л. Ф., Саватеева А. Л. Социальное взаимодействие и партнерство с родителями как необходимое условие
создания социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью ________________________________________________________________________________________ 126
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рожков М. И., Иванова И. В. Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования__ 131
Тесленко А. Н. Специфика образовательно-воспитательной среды дополнительного образования ____________________ 139
Рындак В. Г., Михалева Е. С. Педагогическое сопровождение одаренных подростков в креативном образовании _______ 143
Фокин В. А. Некоторые возможности социального партнерства в интересах детей _________________________________ 148
Зауторова Э. В. Этнокультурное воспитание детей средствами русской хоровой культуры
в учреждениях дополнительного образования ____________________________________________________________ 151
Машарова Т. В., Кузьмина М. В. Особенности медиадеятельности участников образовательного сообщества
в студиях детского и юношеского медиатворчества _______________________________________________________ 156
Осипов П. Н., Журавлева М. В., Емельянова О. П. Дополнительное образование
как средство ориентации школьников на инженерные профессии ___________________________________________ 164
4
Стр.4
Тихомирова Е. Н., Иродова И. А. Методика формирования естественно-научных представлений учащихся
о мегамире в системе дополнительного астрономического образования ______________________________________ 170
ПСИХОЛОГИЯ
Мазилов В. А. Внутренний мир человека как предмет психологической науки ____________________________________ 177
Поваренков Ю. П. Классификация субъективных детерминант деятельности профессионала ________________________ 186
Карпова Е. В., Свешникова С. Л. Временна́я перспектива как базовый конструкт проблемы социально-психологической
адаптации личности _________________________________________________________________________________ 195
Нижегородцева Н. В. Индивидуальные особенности и типология студентов с разным уровнем самоотношения
и социального интеллекта ____________________________________________________________________________ 202
Слепко Ю. Н. Развитие психологической системы учебной деятельности в подростковом возрасте ___________________ 208
Изотова Е. Г. Психологические аспекты структуры учебной деятельности студентов ______________________________ 213
Карпов А. А. Дифференциальные аспекты структурной организации метакогнитивных качеств личности
учащихся высших учебных заведений __________________________________________________________________ 218
Слепко Ю. Н., Цымбалюк А. Э. Основные тенденции развития психологической системы учебной деятельности
на этапе общего образования __________________________________________________________________________ 223
Ледовская Т. В. Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте _________________ 229
Мазилов В. А., Пефтиев В. И. Ипполит Тэн как психолог _____________________________________________________ 234
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Болдырева Е. М. Автобиографизм и автобиография: самоконструирование и семиотизация субъекта _________________ 242
Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Идейно-теоретические истоки научного наследия Ф. И. Буслаева:
«Философия мифологии» Ф. Шеллинга _________________________________________________________________ 252
Ерохина Т. И., Григорьева Н. О., Матанцева М. А., Семенова М. А. Концепт пограничности
в современном искусствознании _______________________________________________________________________ 262
Новиков М. В. Пограничность научного и религиозного (со)знания: опыт Н. И. Пирогова ___________________________ 271
Малыгина И. В. Традиция в сценарии глобального проекта: «уходящая натура» или «ангажированная звезда»? ________ 277
Злотникова Т. С., Гапонова Ж. К. Наш русский супер-гипер-мульти-проект _____________________________________ 280
Песьяков С. А. Образ митрополита Алексия в кинофильме «Орда» в контексте теории ценностных ориентаций
Ф. Клакхон и Ф. Стродбека ___________________________________________________________________________ 290
Горохова О. В. Ребенок в пространстве российского шоу-бизнеса: телевизионный проект «Голос. Дети» ______________ 295
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Басалова Н. С. Политика урбанизации Птолеемеев: социально-правовой состав населения Александрии ______________ 303
Пефтиев В. И. Н. С. Лесков о дискурсе писателя ____________________________________________________________ 307
Летин В. А. Крымские дворцы Романовых в контексте отечественной усадебной культуры _________________________ 313
Емельянова М. С. Культурный ревизионизм в храмовом строительстве русской провинции начала XIX века __________ 319
Ерохина Т. И. Кинематографические коды Серебряного века в массовой культуре _________________________________ 325
Никифоров Ю. С. Великая российская революция 1917 г. и культура историка: размышления Н. И. Кареева ___________ 332
Ефимова Л. Н., Шехирева Н. А. Странствие души в аллегории К. С. Льюиса «Кружной путь,
или Блуждания паломника» ___________________________________________________________________________ 337
Федюк В. П., Марасанова В. В. Ярославль: от городского герба к бренду региона _________________________________ 342
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Александрова М. В. Экскурсия в революцию: актуализация исторических событий 1917 года
в туристической практике Ярославля ___________________________________________________________________ 346
Кузин А. С. Человек, говорящий и живущий на сцене _________________________________________________________ 351
Курюмова Н. В., Полякова А. С. Народно-сценический танец как метод освоения фольклора и художественноидеологическая
конструкция __________________________________________________________________________ 357
Летина Н. Н., Буренина Н. А. Современный российский медиапроцесс в восприятии ярославской аудитории _________ 362
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Злотникова Т. С., Груздев М. В., Воронин Н. П. Национальный исследовательский центр «Мир русской провинции» ___ 367
Злотникова Т. С., Ерохина Т. И. Ярославские культурологи на международных и российских конференциях __________ 373
Лихоманов Н. И. (Вениамин, епископ Рыбинский и Даниловский) Духовное пространство современного образования
(по материалам межрегиональной научно-практической конференции) _______________________________________ 375
Бочкарева О. В. Музыкальная культура и образование: инновационные подходы __________________________________ 378
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ______________________________________________________________________________ 382
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 4–2017
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Tamarskaya N. V. Tendencies of School Life Democratization ______________________________________________________8
Belkina V. V. Organizational and Pedagogical Conditions of Educating Adolescents’ Democratic Culture ____________________ 13
Zakharova M. B. The Comparative Analysis of the Students’ Value System ___________________________________________ 20
Kiseliova T. G., Zaytseva M. A. Psychological and Pedagogical Support of Young Family ________________________________ 25
Khomutova E. B. Training of the Social Teacher to Work with Family of the Special Child _______________________________ 30
Tikhomirova L. F., Makeeva T. V., Guryanchik V. N. Research of Social Stereotypes of Femininity of Military and Civil Higher
Education Iinstitutions Students __________________________________________________________________________ 35
Krotova M. V. Peculiarities of Students’ Educational Activity in a Different Age Group __________________________________ 42
Davydova A. A. Documents of Great Patriotic War Archival Funds as Primary Sources
in Formation of Senior Students’ Patriotic Position ___________________________________________________________ 49
Danilova L. N. Reforming General Education in Belarus and Ukraine in the Post-Soviet Period ____________________________ 54
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Novoselova N. N. Interactive Mathematical Software Use Experience in the Russian Federation and Abroad __________________ 62
Martynova E. N. N. F. Bunakov’s Methodical System ____________________________________________________________ 66
Titov O. A. Use of Variants of the Game «a Word in Words» at Russian Lessons _______________________________________ 71
Aniskina N. V. N. Klyuchareva’s Works at Russian Lessons: a Text Complex Analysis __________________________________ 75
Makeeva S. G., Artemov M. Yu. Projects Method Use in Revising Studied Material on Russian ____________________________ 81
Ivanov N. N. Education of the Reader's Empathy in the Process of Work with a Literary Work_____________________________ 88
Kuchina T. G. On Making Up Schoolchildren Olympiad Assignments And Ways Of Performing Them _____________________ 93
Krylova T. Yu., Sukhorukova L. N. Making of the Educational Content of the General Biology Course in the Form of Dialogue __ 97
Ivanova T. G., Sinitsyn I. S. Designing Diagnostic Work to Assess the Development of Cognitive Universal
Educational Actions (for example, Geography) _____________________________________________________________ 102
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Khodusov A. N., Kononova S. A. Methodology of Vocational Education Development _________________________________ 108
Dvoryatkina S. N., Ziborov V. I. Synergetic Effect as a Result of the ICT Application in Students’ Mathematical Education ____ 114
Belko E. S., Zykova T. V., Kytmanov A. A., Tikhomirov S. A. Technology of Training Mathematics with the Synergetic Effect
During Development of Adaptation Courses in a Higher Education Institution _____________________________________ 118
CORRECTIONAL PEDAGOGICS
Savateeva A. L., Tishinova E. A., Tikhomirova L. F. Inclusive and Integrated Training of Children with Moderate and Heavy
Mental Retardation in a Special Educational Institution _______________________________________________________ 122
Tikhomirova L. F., Savateeva A. L. Social Interaction and Partnership with Parents as a Necessary Condition
to Make Socializing Correctional Developing Environment for Children with Moderate and Heavy Mental Retardation _____ 126
ADDITIONAL EDUCATION
Rozhkov M. I., Ivanova I. V. Support of Children's Self-Development as a Target Function of Further Education _____________ 131
Teslenko A. N. Specifics of the Educational Environment in Additional Education _____________________________________ 139
Ryndak V. G., Mikhaleva E. S. Pedagogical Support of Gifted Adolescents in Creative Education _________________________ 143
Fokin V. A. Some Possibilities of Social Partnership in Interests of Children __________________________________________ 148
Zautorova E. V. Ethnocultural Education of Children by Means of Russian Choral Culture in Additional Education Institutions __ 151
Masharova T. V., Kuzmina M. V. Media Activity Features of Educational Community Participants in Children
and Youth Media Creativity Studios ______________________________________________________________________ 156
Osipov P. N., Zhuravleva M. V., Emeljanova O. P. Supplementary Education as a Method of Orienting Pupils
Towards Engineering Professions ________________________________________________________________________ 164
Tikhomirova E. N., Irodova I. A. A Technique to Form Students’ Natural-Science Ideas about the Megaworld
in the Further Astronomical Education System ______________________________________________________________ 170
6
Стр.6
PSYCHOLOGY
Mazilov V. A. The Person’s Inner World as a Subject of Psychological Science ________________________________________ 177
Povarionkov Yu. P. Classification of Subjective Determinants of the Professional’s Activity _____________________________ 186
Karpova E. V., Sveshnikova S. L. Temporal Perspective as a Basic Construct of the Problem of the Personality’s SocioPsychological
Adaptation ______________________________________________________________________________ 195
Nizhegorodtseva N. V. Individual Features and Typology of Students with Different Levels of Self-Relationship
and Social Intelligence ________________________________________________________________________________ 202
Slepko Yu. N. Development of the Educational Activity Psychological System in Teenage Years __________________________ 208
Izotova E. G. Psychological Aspects of the Structure of Students’ Educational Activity _________________________________ 213
Karpov A. A. Differential Aspects of the Structural Organization of Metacognitive Traits of the Personality of Students
in Higher Educational Institutions ________________________________________________________________________ 218
Slepko Yu. N., Tsymbalyuk A. E. Main Tendencies of Development of the Psychological System of Educational Activity
at the Stage of General Education ________________________________________________________________________ 223
Ledovskaya T. V. The Psychological Structure of Self-Relation in Teenage And Youthful Age ____________________________ 229
Mazilov V. A., Peftiev V. I. Hippolyte Taine as a Psychologist _____________________________________________________ 234
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Boldyreva E. M. Autobiographism and Autobiography: Self-Constructing and Subject Semiotization ______________________ 242
Novikov M. V., Perfilova T. B. Ideological and Theoretical Sources of F. I. Buslaev’s Scientific Heritage:
F. Schelling’s «Mythology Philosophy» ___________________________________________________________________ 252
Erokhina T. I., Grigorieva N. O., Matantseva M. A., Semionova M. A. The Frontier Concept in Modern Art Studies __________ 262
Novikov M. V. Frontier of Scientific and Religious Knowledge (Mind): N. I. Pirogov's Experience ________________________ 271
Malygina I. V. Tradition in the Global Project Scenario: «Leaving Nature» or «Engaged Star»? ___________________________ 277
Zlotnikova T. S., Gaponova Zh. K. Our Russian Super-Hyper-Multi-Project __________________________________________ 280
Pesyakov S. A. The Metropolitan Alexy’ Image in the Movie «the Horde» in the Context of F. Kluckhohn and F. Strodtbeck’s
Theory of Valuable Orientations _________________________________________________________________________ 290
Gorokhova O. V. A Child in Russian Show-Business Space: the TV Project «The Voice. Kids» ___________________________ 295
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Basalova N. S. Urbanization Policy of the Ptolemaic Dynasty: a Social-Legal Population Structure in Alexandria _____________ 303
Peftiev V. I. N. S. Leskov about the Writer's Discourse ___________________________________________________________ 307
Liotin V. A. The Romanovs’ Crimean Palaces in the Context of Russian Farmstead Culture ______________________________ 313
Emelyanova M. S. Cultural Revisionism in Temple Building of the Russian Province in the beginning of the 19th century ______ 319
Erokhina T. I. The Silver Age Cinema Codes in Popular Culture ___________________________________________________ 325
Nikiforov Yu. S. The 1917 Great Russian Revolution and the Historian’s Culture: N. Y. Kareev’s Thoughts _________________ 332
Efimova L. N., Shekhireva N. A. The Journey of the Soul in C. S. Lewis’ Allegory «The Pilgrim's Regress» ________________ 337
Fedyuk V. P., Marasanova V. M. Yaroslavl: from the City Emblem to the Region Brand ________________________________ 342
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Aleksandrova M. V. Excursion into Revolution: Updating of Historical Events of 1917 in Yaroslavl Tourist Practice __________ 346
Kuzin A. S. The Person Speaking and Living on the Stage ________________________________________________________ 351
Kuryumova N. V. National and Scenic Dance as a Method of Development of Folklore and Art and Ideological Construction ___ 357
Liotina N. N., Burenina N. A. Modern Russian Media Process in Yaroslavl Audience’s Perception ________________________ 362
SCIENTIFIC LIFE
Zlotnikova T. S., Gruzdev M. V., Voronin N. P. National Research Center «The Russian Province World» __________________ 367
Zlotnikova T. S., Erokhina T. I. Yaroslavl Culturologists at the International and Russian conferences _____________________ 373
Likhomanov N. I. (Veniamin, the bishop of Rybinsk and Danilov) Spiritual Space of Modern Education
(on materials of the interregional scientific and practical conference) ____________________________________________ 375
Bochkariova O. V. Musical Culture and Education: Innovative Approaches __________________________________________ 378
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS __________________________________________________________________ 387
7
Стр.7