Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. К. Д. УШИНСКОГО»
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
Издается с 1994 года
2017 – № 3
Ярославль
2017
Стр.1
УЧРЕДИТЕЛИ:
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль :
РИО ЯГПУ, 2017. – № 3. – 379 с. – ISSN 1813–145Х.
2017, № 3. – 500 экз.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии и алгебры Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского (главный редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, заведующий
кафедрой теории и методики профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам.
главного редактора, ответственный редактор); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры
культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); М. И. Рожков, доктор
педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (зам.
главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома, США; А. В. Азов, доктор философских наук, профессор, заведующий
кафедрой философии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. А. Бабуркин, доктор политических наук,
профессор, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области; Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей
школы РФ, профессор, директор института педагогики и психологии, заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Т. Байер, профессор русского языка, Миддлбери колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических
наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет г. Пуатье, Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор,
заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского университета; Н. И. Воронина, доктор философских наук, Заслуженный
деятель науки РФ, профессор, заведующая кафедрой культурологии и этнокультуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
М. В. Груздев, доктор педагогических наук, доцент, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
В. З. Демьянков, доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института языкознания РАН; Т. И. Ерохина, доктор культурологии,
профессор, проректор Ярославского государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного
университета, г. Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования, г. Ярославль;
И. А. Иродова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физики и информационных технологий Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры
Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Научного совета «История мировой культуры»; З. Крушевский,
доктор педагогических наук, профессор, ректор Высшей школы им. П. Владковицы, г. Плоцк, Польша; Н. Н. Летина, доктор культурологии, доцент
кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; О. В. Лукин, доктор филологических наук,
профессор, заведующий кафедрой теории языка и немецкого языка Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
И. Ю. Лученецкая-Бурдина, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Х. Люк, доктор психологических наук, профессор Университета Хагена, директор Института
психологии Курта Левина, Германия; В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Г. Макеева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая
кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; А. Б. Пермиловская, доктор культурологии, главный научный сотрудник Института
экологических проблем Севера УрО РАН; Ю. П. Поваренков, доктор психологических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор
кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; К. Э. Разлогов, доктор
искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова;
Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования Московского
государственного университета им. М. В. Ломоносова; А. Э. Симановский, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной
(коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор педагогических
наук, профессор, заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит, профессор Университета Ланкастера, Великобритания; А. Б. Соколов, доктор исторических
наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Л. Н. Сухорукова,
доктор педагогических наук, профессор кафедры медицины, биологии, теории и методики преподавания биологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. Ю. Тарханова, доктор педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального
образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, заведующая
кафедрой культурологии и музееведения Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова; В. П. Федюк, доктор
исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; Н. А. Хренов, доктор
философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, г. Москва; А. П. Чернявская, доктор
педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
А. В. Юревич, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, член-корреспондент РАН; Т. В. Юрьева,
доктор культурологии, профессор кафедры журналистики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
А. В. Ястребов, доктор педагогических наук, профессор кафедры математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108/1
Тел.: (4852)72–64–05, 32–98–69 (издательство)
Адреса в интернете: http: //yspu.org/; http: //vestnik.yspu.org/
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
(Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
ПИ № ФС 77–68474 от 31.01.2017
Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник» см. на сайте:
http://vestnik.yspu.org/?page=athors_format
© ФГБОУ ВО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2017
© Авторы статей, 2017
Стр.2
FOUNDING PARTIES:
FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky»
Department of Education of the Yaroslavl region
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. – Yaroslavl :
RIO YSPU, 2017. – № 3. – 379 p. – ISSN 1813–145X.
2017, № 3. – 500 pcs.
THE EDITORIAL BOARD
V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Geometry and Algebra Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky (Editor-in-Chief); M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Honoured Scientist of the Russian Federation, Professor, Head of the Theory and
Methods of Professional Education Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor, Editor-in-Chief);
T. S. Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured
Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. I. Rozhkov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Scientist of the Institute of
Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor);
Ch. Abramson, Professor of the University-Stillwater, Oklahoma, USA; A. V. Azov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy Department
of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. A. Baburkin, Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights Ombudsman in
the Yaroslavl region; L. V. Baiborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Honoured Worker of the Russian Federation Higher School, Professor, Director of the
Institute of Pedagogics and Psychology, Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
T. Beyer, Professor of the Russian Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Preschool Pedagogics
and Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a teacher of the Russian Language, University
of Poitiers, France; E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of Samara Medical University;
N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Culturology and Ethnoculture Department of Mordovian State named after N. P. Ogariov,
Honoured Scientist of the Russian Federation; M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Rector of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; V. Z. Demiyankov, Doctor of Philological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Linguistics of the Russian Academy
of Sciences; T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of Yaroslalv State Theatrical Institute; L. A. Zaks, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of the Institute of Education
Development, Yaroslavl; I. A. Irodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Physics and Information Technologies Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the History and Theory of Culture Department
of Russian State Humanitarian University, Vice-Chairman of the Scientific Council «History of World Culture»; Z. Krushevsky, Doctor of Pedagogical
Sciences, Professor of P. Wladkowica Higher School, Plock, Poland; N. N. Liotina, Doctor of Culturology, Associate Professor of the Culturology Department of
Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; O. V. Lukin, Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Theory of Language and
German Language Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. Ju. Luchenetskaya-Burdina, Doctor of Philological Sciences,
Professor, Head of the Russian Literature Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Kh. Lyuk, Doctor of Psychological
Sciences, Professor of Hagen University, Director of the Institute of Kurt Lewin Psychology, Germany; V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences,
Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. G. Makeeva, Doctor of
Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Ways of Training Philological Disciplines Department of Yaroslavl State Pedagogical University named
after K. D. Ushinsky; Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University, Germany; A. B. Permilovskaya, Doctor of Culturology, Leading Research Worker of the
Institute of Ecological Problems of the North of the Russian Academy of Sciences; Ju. P. Povarionkov, Doctor of Psychological Sciences, Honoured Worker of the
Higher School of the Russian Federation, Professor of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; K. E. Razlogov, Doctor of Art Criticism, Professor of the All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov, Honoured
Worker of Art of the Russian Federation; N. Kh. Rozov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy
of Education, Dean of the Faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M. V. Lomonosov; A. E. Simanovsky, Doctor of Pedagogical
Sciences, Associate Professor, Head of the Special (Correctional) Pedagogics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
E. I. Smirnov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster University, Great Britain; A. B. Sokolov, Doctor of Historical Sciences,
Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Sukhorukova L. N., Doctor of Pedagogical Sciences,
Professor of the Medecine, Biology, Theory and Ways of Training Biology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; I. Yu. Tarkhanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methods of Professional Education Department of
Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. Ju. Tikhonova, Doctor of Culturology, Head of the Culturology and Museology Department
of Uliyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Uliyanov; V. P. Fedyuk, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of
Yaroslavl State University named after P. G. Demidov; N. A. Khrenov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Leading Research Worker of the State Institute
of Art Criticism, Moscow; A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical
University named after K. D. Ushinsky; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Psychology of the
Russian Academy of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences; T. V. Jurieva, Doctor of Culturology, Professor of the Journalism
Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. V. Yastrebov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Mathematical
Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky.
The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results of theses to get the
academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published.
The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board.
Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108/1
Ph.: (4852) 72–64–05, 32–98–69 (publishing house)
The Internet address: http://yspu.org/; http://vestnik.yspu.org/
The Certificate of registration of mass media (The Ministry of the Russian Federation for Affairs of the Press,
Television and Radio Broadcasting and Mass Communication Media)
ПИ № ФС 77–68474 dated from 31.01.2017
Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»
© FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky», 2017
© Authors of articles, 2017
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 3–2017
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Белкина В. В. Педагогические условия воспитания демократической культуры подростков____________________________8
Захарова М. Б. Диагностика компонентов воспитательного пространства _________________________________________ 14
Королькова В. И. Воспитательная работа и профессиональное становление выпускника колледжа _____________________ 19
Солдатова И. Н. Проектирование ситуации постижения эстетического смысла жизни в процессе воспитания личности __ 23
Коряковцева О. А., Тарханова И. Ю. Дополнительное профессиональное образование –
ресурс кадрового развития университета _________________________________________________________________ 28
Байбородова Л. В. Сетевое взаимодействие общего и дополнительного образования в процессе организации
внеурочной деятельности сельских школьников ___________________________________________________________ 32
Горичева В. Д., Музыка В. П., Синицын И. С. Технология формирования готовности учащихся к выбору профессии
в сфере безопасности жизнедеятельности ________________________________________________________________ 39
Чигинцева О. Н. Моделирование самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности ________________ 45
Черджиев А. В., Хугистова Ф. Ш. Дополнительное образование детей: опыт Республики Северная Осетия – Алания ____ 50
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Мусина А. А., Шестаков А. П. Метапредметность в начальном общем образовании ________________________________ 53
Лекомцева Е. Н., Пикин А. С. Формирование познавательной активности младшего школьника ______________________ 57
Макеева С. Г., Мартынова Е. Н. Обучение грамоте в преемственности дошкольной и начальной ступеней образования __ 61
Титов О. А. Упражнения с тавтограммами на занятиях русского языка ____________________________________________ 67
Ускова И. В. Развитие дидактических представлений о домашней учебной работе школьников ________________________ 71
Грошенкова В. А. Обучение школьников «талантливому» чтению в процессе постижения
художественного произведения _________________________________________________________________________ 77
Тихомирова Л. Ф., Макеева Т. В. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании _____________________ 82
Лазарев А. А. Педагогическое сопровождение противопожарной пропаганды среди школьников ______________________ 86
Спивак М. В. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в школах Ставропольского края _____________ 90
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Байбородова Л. В., Шитов А. В. Педагогические средства развития взаимодействия студентов
в профессиональной образовательной организации ________________________________________________________ 95
Смирнов Е. И., Смирнов Н. Е., Уваров А. Д. Этапы технологического сопровождения процесса самоорганизации
в математическом образовании будущего педагога ________________________________________________________ 102
Власов Д. А., Синчуков А. В. Теория игр в системе прикладной математической подготовки бакалавра экономики ______ 112
Елифантьева С. С., Пизов А. В. Повышение качества естественно-математической подготовки будущих учителей
начальных классов на основе решения межпредметных задач _______________________________________________ 117
Барушкова С. Б., Титов О. А. Упражнения по формированию лингвистических компетенций
на занятиях латинского языка _________________________________________________________________________ 121
Мирошниченко С. А., Лабазина Л. Н. Подходы к пониманию иноязычного поэтического текста _____________________ 126
Лученецкая-Бурдина И. Ю., Федотова А. А. Контроль знаний студентов в системе электронного обучения ____________ 131
Блинова М. Л., Загайнов И. А. Дидактические затруднения студентов в процессе прохождения практики ______________ 136
Никитовская Г. В. Методологические подходы к определению управленческой компетентности будущего педагога _____ 139
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Симановский А. Э., Коршунова Г. И. Гендерные установки у детей 6–7 лет с задержкой психического развития ________ 144
Бобкова Т. С., Гороховицкая Т. Н. Сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья на муниципальном уровне ______________________________________________________ 147
ПСИХОЛОГИЯ
Мазилов В. А. История психологии: проблема факта __________________________________________________________ 151
Поваренков Ю. П. Многообразие видов и форм деятельности (активности) профессионала (Часть II) _________________ 159
Чернявская А. П. Психологические предпосылки развития профессиональной зрелости старшеклассников ____________ 166
4
Стр.4
Ансимова Н. П., Чупрова Л. В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования ______________________________ 170
Нижегородцева Н. В., Долженко О. В. Взаимосвязь показателей развития социального интеллекта, самоотношения
и успеваемости у студентов вуза _______________________________________________________________________ 178
Солынин Н. Э., Лингурарь А. В. Особенности защитного и совладающего поведения студентов
с разным уровнем прокрастинации _____________________________________________________________________ 184
Мякотин И. С. Особенности идентичности при социальной фобии _____________________________________________ 189
Киселева Т. Г., Зайцева М. А. Психолого-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения
в юношеском возрасте _______________________________________________________________________________ 194
Давудова А. Р. Мотивация учения у студентов с разными атрибутивными стилями _________________________________ 199
Лапкина Е. В., Монахов О. Н. Связь психологического благополучия с защитным и совладающим поведением
курсантов военного вуза ______________________________________________________________________________ 204
Мазилов В. А., Жмыриков А. Н. Психологическая социология: инновационный метод изменения явки избирателей
на выборы федерального и регионального уровней ________________________________________________________ 207
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Киященко Л. П. Видимое и сущее – предмет художественного и научного познания (в ракурсе творческой личности) ___ 214
Кострова О. А. «Deutsche Mythologie» братьев Гримм как лингвокультурный источник _____________________________ 221
Злотникова Т. С. Между литературой и философией, между ужасом и счастьем: пограничность бытия и творчества
Владимира Кантора __________________________________________________________________________________ 226
Ерохина Т. И., Хрящева И. А., Захарова М. И. Модус пограничности в современном гуманитарном знании____________ 233
Куимова В. М. Личность и творчество Симоны де Бовуар (видимое и сущее) _____________________________________ 240
Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Идейные наставники Ф. И. Буслаева: Вильгельм фон Гумбольдт (Часть II) ____________ 246
Хренов Н. А. Кинематограф 70-х годов в контексте осознания надлома цивилизации _______________________________ 257
Чукуров А. Ю. Трансформации физического и социального тела в контексте формирования самоидентичности _________ 268
Густякова Д. Ю. Опера в фокусе массовой культуры: парадоксы репрезентации классики Большим театром России ____ 274
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Сатомский А. С. Антропологический дискурс в «Апокалипсисе Баруха» ________________________________________ 281
Юрьева Т. В. Символика изображения архитектурного пространства в древнерусской живописи _____________________ 285
Пефтиев В. И. Ф. М. Достоевский как публицист ____________________________________________________________ 293
Ерохина Т. И. А. П. Чехов в интерпретации Л. Эренбурга и Ю. Бутусова: грани и границы __________________________ 301
Карандашев Г. В. Фальсификаты и суррогаты: незаконный оборот и потребление спиртосодержащей продукции
в российской провинции в начале XX в. _________________________________________________________________ 308
Александрова М. В. Экскурсия в революцию: актуализация исторических событий 1917 года
в туристической практике Санкт-Петербурга и Москвы ____________________________________________________ 312
Ермолин Е. А. Книга как тень ускользающего объекта: советская архитектурная история
в зеркале творческой биографии Иосифа Каракиса ________________________________________________________ 318
Летин В. А., Хабарина Н. Е. Культурологическое сопровождение работы по созданию спектакля
«Почему люди не летают» ____________________________________________________________________________ 322
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Беляева Н. В. Приемы интертекстуального анализа стихотворения Тимура Кибирова «У монитора в час полнощный…» _ 328
Дидковская Н. А., Зокирова К. Л. Культуроцентричная модель формирования метапредметных и личностных
образовательных результатов школьников _______________________________________________________________ 334
Дидковская Н. А., Солоницына Д. И. Место самодеятельных детско-юношеских СМИ
«в кадре» и «за кадром» российского медийного пространства ______________________________________________ 338
Кузин А. С. Речь, звучащая со сцены (режиссерский взгляд на актерские проблемы) ________________________________ 343
Наумова О. С. Гомосфера университета как культурно-историческая и методологическая проблема ___________________ 349
Шиханов А. В. Влияние социальных сетей на сближение представлений о личности «в кадре» и «за кадром» __________ 353
Ерохина Т. И., Бадиль К. К. Кинокомикс как мифотекст современной массовой культуры ___________________________ 359
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Жаров С. В., Медведева Л. Б., Третьякова Г. Ф. Ученый, учитель, творец (к 100-летию З. А. Скопеца) ________________ 364
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ______________________________________________________________________________ 368
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 3–2017
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Belkina V. V. Pedagogical Conditions of Educating Teenagers’ Democratic Culture _______________________________________8
Zakharova M. B. Diagnostics of the Educational Space Components _________________________________________________ 14
Korolkova V. I. Educational Work and the College Graduate’s Professional Development _________________________________ 19
Soldatova I. N. Designing of the Situation of the Aesthetic Meaning of Life Comprehension
in the Process of the Personality’s Education ________________________________________________________________ 23
Koryakovtseva O. A., Tarkhanova I. Yu. Further Professional Education – a Resource of University Personnel Development _____ 28
Baiborodova L. V. Network Interaction of the General and Further Education
in the Course of Organization of Rural School Students’ Extracurricular Activities ___________________________________ 32
Goricheva V. D., Muzyka V. P., Sinitsyn I. S. Technology of Forming Students’ Readiness to the Profession Choice
in the «Safety» Sphere _________________________________________________________________________________ 39
Chigintseva O. N. Self-Realization Modelling of the Adult Personality in the Graphic Activity _____________________________ 45
Cherdzhiev A. V., Khugistova F. Sh. Children's Further Education: Experience of the Republic of the North Ossetia – Alania _____ 50
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Musina A. A., Shestakov A. P. Metasubjectivity in Primary General Education _________________________________________ 53
Lekomtseva E. N., Pikin A. S. Formation of the Younger School Student’s Informative Activity ____________________________ 57
Makeeva S. G., Martynova E. N. Training Reading and Writing in Continuity of the Preschool and Primary Levels of Education __ 61
Titov O. A. Exercises with Tautograms at Russian Lessons _________________________________________________________ 67
Uskova I. V. Development of Didactic Ideas about Schoolchildren’s Home Task Work ___________________________________ 71
Groshenkova V. A. Training of School Students in «Talented» Reading during Understanding of the Art Work ________________ 77
Tikhomirova L. F., Makeeva T. V. Health Saving Technologies in Inclusive Education ___________________________________ 82
Lazarev A. A. Pedagogical Support of Fire-Prevention Promotion among School Students ________________________________ 86
Spivak M. V. Introduction of Information and Communication Technologies at Schools of the Stavropol Territory ______________ 90
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Baiborodova L. V., Shitov A. V. Pedagogical Development Means of Students’ Interaction
in the Professional Educational Organization ________________________________________________________________ 95
Smirnov E. I., Smirnov N. E., Uvarov A. D. Stages of Technological Support of the Process of Self-Organization
in the Future Teacher’s Mathematical Training ______________________________________________________________ 102
Vlasov D. A., Sinchukov A. V. The Game Theory in the System of Applied Mathematical Training of the Bachelor of Economy __ 112
Elifantieva S. S., Pizov A. V. Improvement of Future Primary School Teachers’ Natural and Mathematical Training Quality
on the Basis of Solution of Intersubject Sums _______________________________________________________________ 117
Barushkova S. B., Titov O. A. Exercises on Formation of Linguistic Competences at Latin Lessons ________________________ 121
Miroshnichenko S. A., Labazina L. N. Approaches to Understanding a Foreign Language Poetic Text ______________________ 126
Luchenetskaya-Burdina I. Yu., Fedotova A. A. Control of Students’ Knowledge in the Electronic Training System ___________ 131
Blinova M. L., Zagainov I. A. Students’ Didactic Difficulties in the Course of Practical Training __________________________ 136
Nikitovskaya G. V. Methodological Approaches in Defining the Future Lecturer’s Management Competence _________________ 139
CORRECTIONAL PEDAGOGICS
Simanovsky A. E., Korshunova G. I. Gender Attitudes of 6–7 Year Old Children with Developmental Delay _________________ 144
Bobkova T. S., Gorokhovitskaya T. N. Support of Disabled Children’s Inclusive Education at the Municipal Level ____________ 147
PSYCHOLOGY
Mazilov V. A. Psychology History: the Fact Problem _____________________________________________________________ 151
Povarionkov Yu. P. Variety of Types and Forms of the Professional’s Work (Activity) (Part II) ____________________________ 159
Chernyavskaya A. P. Psychological Preconditions for Development of High School Students’ Professional Maturity ___________ 166
Ansimova N. P., Chuprova L. V. Psychological Support of Professional Self-Determination of People with Disabilities
in the Process of General Education ______________________________________________________________________ 170
6
Стр.6
Nizhegorodtseva N. V., Dolzhenko O. V. Interrelation between the Level of Development of Social Intelligence,
Self-Attitude and Academic Achievement of University Students _______________________________________________ 178
Solynin N. E., Lingurar A. V. Features of Protective and Coping Behaviour of Students with Different Levels of Procrastination _ 184
Myakotin I. S. Features of the Identity in Social Phobia __________________________________________________________ 189
Kiseleva T. G., Zaitseva M. A. Psychological and Pedagogical Support of Self-Determination in Adolescence ________________ 194
Davudova A. R. Motivation for Students with Different Attributive Styles ____________________________________________ 199
Lapkina E. V., Monahov O. N. Relationship of Psychological Well-Being with Defensive and Coping Behaviour
of Military Higher Education Institution Cadets _____________________________________________________________ 204
Mazilov V. A., Zhmyrikov A. N. Psychological Sociology: the Innovative Method to Change a Voter Turnout
at Elections of Federal and Regional Levels ________________________________________________________________ 207
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Kiyashchenko L. P. Visible and Real – a Subject of Art and Scientific Knowledge (in the aspect of the creative person) ________ 214
Kostrova O. A. «Deutsche Mythologie» of Grimm Brothers as a Linguocultural Source _________________________________ 221
Zlotnikova T. S. Between Literature and Philosophy, between Horror and Happiness: Frontier of Life
and Vladimir Kantor's Creativity ________________________________________________________________________ 226
Erokhina T. I., Khryashcheva I. A., Zakharova M. I. Modus of Frontier in Modern Humanitarian Knowledge _______________ 233
Kuimova V. M. Personality and Creativity of Simone de Beauvoir (visible and real things) _______________________________ 240
Novikov M. V., Perfilova T. B. Ideological Mentors of F. I. Buslaev: Wilhelm von Humboldt (Part II) ______________________ 246
Khrenov N. A. 70-s Year Cinematography in the Context of Understanding the Break of Civilization _______________________ 257
Chukurov A. Yu. Transformations of the Physical and Social Body in the Context of Self-Identity Formation ________________ 268
Gustyakova D. Yu. Opera in the Focus of Mass Culture: Paradoxes of Representation of Classics
by the Bolshoi Theater of Russia ________________________________________________________________________ 274
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Satomsky A. S. The antropologikal discourse of the «Apocalypse of Baruch» _________________________________________ 281
Yurieva T. V. Symbolic Image of the Architectural Space in the Ancient Picture ________________________________________ 285
Peftiev V. I. F. M. Dostoevsky as a Publicist ___________________________________________________________________ 293
Erokhina T. I. A. P. Chekhov in L. Erenburg and Yu. Butusov's Interpretation: Facets and Borders _________________________ 301
Karandashev G. V. Counterfeits and Surrogates: Trafficking and Consumption of Alcohol Products in the Russian Province
in the early XX century ________________________________________________________________________________ 308
Aleksandrova M. V. Excursion in Revolution: Updating of 1917 Historical Events in Tourist Practice
of St. Petersburg and Moscow ___________________________________________________________________________ 312
Yermolin E. A. The Book as a Shadow of the Escaping Object: the Soviet Architectural History
in the Mirror of the Joseph Karakis’ Creative Biography ______________________________________________________ 318
Letin V. A., Khabarina N. E. Culturological Support of Work on Creation of the Performance «Why Do Not People Fly» ______ 322
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Belyaeva N. V. Means of the Intertextual Analysis of Timur Kibirov’s Poem «In Front of the Monitor in a Night Hour…» ______ 328
Didkovskaya N. A., Zokirova K. L. A Culture-Centred Model of Formation of School Students’ Metasubject
and Personal Educational Results ________________________________________________________________________ 334
Didkovskaya N. A., Solonicyna D. I. Place of Amateur Youth Media «in the Frame and Behind the Scenes»
of the Russian Media Space ____________________________________________________________________________ 338
Kuzin A. S. Speech Sounding from the Scene (a director's view on actor's problems) ____________________________________ 343
Naumova O. S. Homosphere of the University as a Cultural-Historical and Methodological Problem _______________________ 349
Shikhanov A. V. Influence of Social Networks on Rapprochement of Ideas on the Personality «in a Shot» and «Off-Screen» ____ 353
Erokhina T. I., Badil K. K. Cinemacomics as Mythotext of Modern Popular Culture ____________________________________ 359
SCIENTIFIC LIFE
Zharov S. V., Medvedev L. B., Tretyakova G. F. The Scientist, Teacher, Creator (to Z. A. Skopets's 100 anniversary) ___________ 364
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS __________________________________________________________________ 374
7
Стр.7