Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. К. Д. УШИНСКОГО»
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
Издается с 1994 года
2017 – № 1
Ярославль
2017
Стр.1
УЧРЕДИТЕЛИ:
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль :
РИО ЯГПУ, 2017. – № 1. – 391 с. – ISSN 1813–145Х.
2017, № 1. – 500 экз.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии и алгебры Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского (главный редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки
РФ, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель науки РФ,
профессор кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора);
М. И. Рожков, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства,
семьи и воспитания РАО (зам. главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома, США; А. В. Азов, доктор
философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; С. А. Бабуркин, доктор политических наук, профессор, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области;
Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, директор института педагогики и
психологии, заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; Т. Байер, профессор русского языка, Миддлбери колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет г. Пуатье, Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор, заведующая
кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского университета; Н. И. Воронина, доктор философских наук, Заслуженный деятель
науки РФ, профессор, заведующая кафедрой культурологии и этнокультуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
М. В. Груздев, доктор педагогических наук, доцент, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
В. З. Демьянков, доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института языкознания РАН; Т. И. Ерохина, доктор
культурологии, профессор, проректор Ярославского государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских наук, профессор,
ректор Гуманитарного университета, г. Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития
образования, г. Ярославль; И. А. Иродова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физики и информационных технологий
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор
кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Научного совета
«История мировой культуры»; З. Крушевский, доктор педагогических наук, профессор, ректор Высшей школы им. П. Владковицы, г. Плоцк,
Польша; Н. Н. Летина, доктор культурологии, доцент кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; О. В. Лукин, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории языка и немецкого языка Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. Ю. Лученецкая-Бурдина, доктор филологических наук, профессор,
заведующая кафедрой русской литературы Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Х. Люк, доктор
психологических наук, профессор Университета Хагена, директор Института психологии Курта Левина, Германия; В. А. Мазилов, доктор
психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; С. Г. Макеева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики преподавания
филологических дисциплин Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Ш. Мерль, профессор истории,
Билефельдский университет, Германия; А. Б. Пермиловская, доктор культурологии, главный научный сотрудник Института экологических
проблем Севера УрО РАН; Ю. П. Поваренков, доктор психологических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры
общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; К. Э. Разлогов, доктор
искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Всероссийского государственного университета кинематографии им.
С. А. Герасимова; Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического
образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; А. Э. Симановский, доктор педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики
обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит, профессор Университета
Ланкастера, Великобритания; А. Б. Соколов, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, заведующая кафедрой
культурологии и музееведения Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова; В. П. Федюк, доктор
исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; Н. А. Хренов,
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, г. Москва; А. П. Чернявская,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; А. В. Юревич, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, член-корреспондент
РАН; Т. В. Юрьева, доктор культурологии, профессор кафедры журналистики Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; А. В. Ястребов, доктор педагогических наук, профессор кафедры математического анализа, теории и методики обучения
математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108/1
Тел.: (4852)72–64–05, 32–98–69 (издательство)
Адреса в интернете: http: //yspu.org/; http: //vestnik.yspu.org/
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
(Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
ПИ № 77–15549 от 26 мая 2003 г.
Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586
© ФГБОУ ВО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2017
© Авторы статей, 2017
Стр.2
FOUNDING PARTIES:
FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky»
Department of Education of the Yaroslavl region
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. – Yaroslavl :
RIO YSPU, 2017. – № 1. – 391 p. – ISSN 1813–145X.
2017, № 1. – 500 pcs.
THE EDITORIAL BOARD
V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Geometry and Algebra Department of Yaroslavl State Pedagogical University named
after K. D. Ushinsky (Editor-in-Chief); M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Honoured Scientist of the Russian Federation, Professor, Head of the
Theory and Methods of Professional Education Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, (Deputy Chief Editor); T.
S. Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured
Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. I. Rozhkov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Scientist of the Institute of
Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor);
Ch. Abramson, Professor of the University-Stillwater, Oklahoma, USA; A. V. Azov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy
Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. A. Baburkin, Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights
Ombudsman in the Yaroslavl region; L. V. Baiborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Honoured Worker of the Russian Federation Higher School, Professor,
Director of the Institute of Pedagogics and Psychology, Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; T. Beyer, Professor of the Russian Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Head of the Preschool Pedagogics and Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a
teacher of the Russian Language, University of Poitiers, France; E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy and
Culturology Department of Samara Medical University; N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Culturology and Ethnoculture
Department of Mordovian State named after N. P. Ogariov, Honoured Scientist of the Russian Federation; M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences,
Associate Professor, Rector of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; V. Z. Demiyankov, Doctor of Philological Sciences, Professor,
Deputy Director of the Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences; T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of
Yaroslalv State Theatrical Institute; L. A. Zaks, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg;
A. V. Zolotariova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of the Institute of Education Development, Yaroslavl; I. A. Irodova, Doctor of Pedagogical
Sciences, Professor, Head of the Physics and Information Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the History and Theory of Culture Department of Russian State Humanitarian University, ViceChairman
of the Scientific Council «History of World Culture»; Z. Krushevsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of P. Wladkowica Higher School,
Plock, Poland; N. N. Liotina, Doctor of Culturology, Associate Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; O. V. Lukin, Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Theory of Language and German Language Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. Ju. Luchenetskaya-Burdina, Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Russian
Literature Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Kh. Lyuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor of Hagen
University, Director of the Institute of Kurt Lewin Psychology, Germany; V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and
Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. G. Makeeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Head of the Theory and Ways of Training Philological Disciplines Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University, Germany; A. B. Permilovskaya, Doctor of Culturology, Leading Research Worker of the Institute of
Ecological Problems of the North of the Russian Academy of Sciences; Ju. P. Povarionkov, Doctor of Psychological Sciences, Honoured Worker of the Higher
School of the Russian Federation, Professor of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; K. E. Razlogov, Doctor of Art Criticism, Professor of the All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov,
Honoured Worker of Art of the Russian Federation; N. Kh. Rozov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Corresponding Member of the
Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M. V. Lomonosov; A. E. Simanovsky,
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Special (Correctional) Pedagogics Department of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; E. I. Smirnov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training
Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster University, Great Britain;
A. B. Sokolov, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
A. Ju. Tikhonova, Doctor of Culturology, Head of the Culturology and Museology Department of Uliyanovsk State Pedagogical University named after
I. N. Uliyanov; V. P. Fedyuk, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State University named after
P. G. Demidov; N. A. Khrenov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Leading Research Worker of the State Institute of Art Criticism, Moscow;
A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Psychology of the Russian Academy
of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences; T. V. Jurieva, Doctor of Culturology, Professor of the Journalism Department
of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. V. Yastrebov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Mathematical Analysis,
Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky.
The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results of
theses to get the academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published.
The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board.
Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108/1
Ph.: (4852) 72–64–05, 32–98–69 (publishing house)
The Internet address: http://yspu.org/; http://vestnik.yspu.org/
The Certificate of registration of mass media (The Ministry of the Russian Federation for Affairs of the Press,
Television and Radio Broadcasting and Mass Communication Media)
PI № 77–15549 dated from May 26, 2003.
Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586
© FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky», 2017
© Authors of articles, 2017
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 1–2017
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Тарханова И. Ю. Педагогическая концепция профилактической работы в муниципальной образовательной среде ________8
Лях Ю. А. Разработка и реализация модели лонгитюдного исследования качества дошкольного образования ___________ 12
Золотарева А. В. Развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей: региональные модели
на основе сетевого взаимодействия ______________________________________________________________________ 21
Макеева Т. В., Тихомирова Л. Ф. Интерпретация правовых дефиниций в социальной работе _________________________ 29
Крылова Т. Ю., Сухорукова Л. Н. Формирование готовности старших школьников к диалоговому общению
средствами естественно-научных предметов ______________________________________________________________ 35
Иванова Е. О. Подготовка учебника для работы в информационной образовательной среде __________________________ 40
Рожков М. И., Файтельсон В. А. Формирование готовности к жизни в условиях сетевого общества
как компонент социализации ребенка ____________________________________________________________________ 47
Колышницына Т. С., Молоков Д. С., Ходырев А. М. Профилактика употребления детьми и подростками
психоактивных веществ _______________________________________________________________________________ 52
Байбородова Л. В., Соколова М. В. Использование ресурсов школьных музеев в учебно-воспитательном процессе ______ 59
Эсенгулова М., Ашымбаева Т., Амерханова С. Этнопедагогические традиции кыргызского народа ____________________ 66
Бутько Ю. В. Летняя школа: подготовка переводчика за 7 дней _________________________________________________ 69
Белкина В. Н., Кошлева Н. В. Конкурс профессионального мастерства педагогов
как фактор развития муниципальной системы дошкольного образования ______________________________________ 73
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Филонова Ю. А. Дискуссия в обучении литературе: педагогический и методический аспекты ________________________ 77
Титов О. А. Работа по развитию речи при повторении темы «Русский алфавит»____________________________________ 84
Касаткина Н. Н. Модели мобильного обучения иностранному языку ____________________________________________ 88
Путина Н. Д. Систематизация понятий учебной дисциплины «Физика» в процессе обучения школьников решению задач 92
Сухорукова Л. Н., Мирнова М. Н. Культурно-просветительская деятельность будущего учителя биологии
в информационно-образовательной среде ________________________________________________________________ 98
Синицын И. С., Купцов С. Е. Обучение решению расчетных географических задач с использованием фреймовых опор __ 105
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Корнева О. С. Формирование информационной компетентности студентов
в системе высшего экономического образования _________________________________________________________ 109
Форкунова Л. В., Конева Б. Н. Исследование операций в финансовых ситуациях посредством дидактической игры _____ 114
Кобозева И. С., Чинякова Ю. В. Формирование экономической компетентности будущих учителей __________________ 120
Кораблева А. А. Технология проектирования освоения учебного предмета студентами заочного отделения ____________ 124
Мишенькина Е. В., Исаева Л. Б., Сабитова Р. Р. Реализация концепции непрерывного образования
в иноязычной образовательной среде ___________________________________________________________________ 128
Prokhorova A. A. Development of the Multilingual Competence as a Competitive Advantage in the International Labour Market 132
Бганцева И. В., Аверина М. Н., Солопов И. Н. Совершенсвование иноязычной коммуникативной
компетенции студентов на основе когнитивно-систематизирующего подхода _________________________________ 137
Ефимова М. В. Грамматическая интерференция при обучении немецкому языку после английского __________________ 144
Бактыбаев Ж. Ш. Использование технологии таксономии Блума в учебном процессе вуза _________________________ 150
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Тихомирова Л. Ф. Особенности мотивации учебной деятельности у младших школьников
с нарушением интеллекта _____________________________________________________________________________ 154
Бурыкина Н. М. Взаимодействие педагогов с семьей в процессе инклюзивного обучения ___________________________ 162
Симановский А. Э., Воронина С. Н. Диагностика уровня развития социально-нравственных и гендерных
установок дошкольников с нарушением интеллекта средствами мультипликационного кино _____________________ 168
Вачеян Л. А., Иванова М. Д. Мотивационная готовность к школьному обучению у детей с нарушением зрения ________ 174
4
Стр.4
ПСИХОЛОГИЯ
Мазилов В. А. Психология: возвращение к Демокриту ________________________________________________________ 178
Малышев К. Б., Малышева О. А. Многомерный типологический подход к исследованию воспитанности _____________ 189
Морогин В. Г., Мазилов В. А. Ценностно-потребностная тахистоскопическая диагностика
коррупционного поведения (Часть II) ___________________________________________________________________ 193
Киселева Т. Г., Обичкина Т. Д. Психолого-педагогическое сопровождение детей
с функциональной асимметрией полушарий головного мозга _______________________________________________ 204
Иванова И. А., Куимова Н. Н., Корниенко Н. А., Тарасюк А. А. Особенности самосознания лиц
с невротическими расстройствами _____________________________________________________________________ 209
Воронина М. Е. Потеря родителей и психологическое благополучие женщины среднего возраста ____________________ 214
Колышкина Т. Б., Маркова Е. В. Формирование ценностных ориентаций средствами рекламы ______________________ 221
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Липский В. Н. Феномен формообразования в эстетической и художественной культуре ____________________________ 227
Фирсов Д. Е. Интеллектуальная культура и социокультурные процессы начала XXI столетия _______________________ 232
Глазкова Т. В. Личное как публичное ______________________________________________________________________ 237
Азов А. В., Ермолин А. В. Восприятие католичества в трудах Л. П. Карсавина ____________________________________ 240
Ермолин А. В. Трансформация отношения С. Н. Булгакова к католицизму _______________________________________ 244
Симонова С. А. Идеи французского экзистенциализма в фильме Ж.-Л. Годара «На последнем дыхании» ______________ 249
Хренов Н. А. История кино 1970-х годов: история смены поколений или история смены систем видения? _____________ 253
Шапинская Е. Н. Опера на экране _________________________________________________________________________ 265
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Лях Е. Е. Образы раннехристианского искусства в контексте изучения истории христианства I–IV веков ______________ 271
Юрьева Т. В. Русский православный иконостас и его аналоги в восточно-христианской культурной традиции __________ 277
Лукин О. В. Иоахим Генрих Кампе в культурной, педагогической и лингвистической парадигме Германии
конца XVIII – начала XIX века ________________________________________________________________________ 282
Чукарев А. Г., Демиховская Е. К. Друг и соратник Гете – генерал русской службы ________________________________ 287
Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Рецепции культурологических идей Я. Гримма
в фольклорно-мифологических исследованиях Ф. И. Буслаева ______________________________________________ 294
Пефтиев В. И. Франция в поэзии М. Волошина и К. Бальмонта ________________________________________________ 306
Астахов О. Ю. Видимое и сущее в мифотворческом содержании символизма Вяч. Иванова _________________________ 312
Бочкарева О. В. Диалог с С. П. Дягилевым: критика искусства и искусство критики _______________________________ 317
Воронина Н. Е. Поиски и преодоления творческой личности (на примере актеров МХТ) ___________________________ 322
Святославский А. В. Дневник М. Пришвина как уникальный феномен «пограничности» в литературном творчестве ____ 327
Бурлина Е. Я. «Командорские шаги Лира»: к проблеме актуализаций в культуре __________________________________ 333
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Ермолин Е. А. Новая прозрачность: творческая личность в формате сетевой публичности __________________________ 337
Назарова Д. В. Творческая личность «за кадром»: трансформация и самореализация _______________________________ 341
Шапиро Б. Л. Ритуально-обрядовые формы костюма для верховой езды: рецепция викторианского траура в России ____ 345
Малышева Н. Л. Кино как ключ к пониманию искусства перформанса __________________________________________ 350
Якушева Л. А. Интерпретация «Макбета» Шекспира: юбилейное издание и неюбилейные постановки ________________ 355
Кабатов С. А. Обрядовые действия населения Древней Руси, связанные со строительством нового дома ______________ 361
Карандашев Г. В. Крестьянская повседневность: потребление алкоголя в российской глубинке
в конце XIX – начале XX века _________________________________________________________________________ 369
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Белкина В. Н. Инновации в дошкольном образовании (итоги работы региональной научно-практической конференции) _ 373
Нижегородцева Н. В., Ледовская Т. В. Межрегиональная научно-практическая конференция
с международным участием «Психологическое благополучие современной семьи»_____________________________ 375
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ______________________________________________________________________________ 379
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
и требования к оформлению рукописей ___________________________________________________________________ 390
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 1–2017
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Tarkhanova I. Yu. Pedagogical Concept of Preventive Work in Municipal Educational Environment ________________________8
Lyakh Yu. A. Development and Realization of the Model of Longitudinal Study of Preschool Education Quality ______________ 12
Zolotariova A. V. Development of Workforce Capacity of the Sphere of Children Further Education: Regional Models
on the Basis of Network Interaction _______________________________________________________________________ 21
Makeeva T. V., Tikhomirova L. F. Interpretation of Legal Definitions in Social Work ___________________________________ 29
Krylova T. Yu., Sukhorukova L. N. Readiness Formation to Dialogical Communication by Means of Natural Science Subjects ___ 35
Ivanova E. O. Preparation of the Textbook to Work in Information Educational Environment _____________________________ 40
Rozhkov M. I., FaitelsonV. A. Formation of Readiness for Life in the Network Society
as a Component of the Child's Socialization _________________________________________________________________ 47
Kolyshnitsyna T. S., Molokov D. S., Khodyrev A. M. Prophylaxis in Use of Psychoactive Substances
by Children and Teenagers ______________________________________________________________________________ 52
Baiborodova L. V., Sokolova M. V. Use of School Museum Resources in the Teaching and Educational Process ______________ 59
Esengulova M., Ashymbayev T., Amerkhanova S. Ethnopedagogical Traditions of the Kyrgyz People ______________________ 66
Butko Yu. V. Summer School: 7 Days for Training an Interpreter ____________________________________________________ 69
Belkina V. N., Koshleva N. V. Teachers’ Professional Skills Competition as a Factor of Development
of the Preschool Education Municipal System _______________________________________________________________ 73
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Filonova Yu. A. Discussion in Training Literature: Pedagogical and Methodical Aspects _________________________________ 77
Titov O. A. Work on Speech Development Revising the Topic «Russian Alphabet» _____________________________________ 84
Kasatkina N. N. Models of Mobile-Assisted Language Learning ___________________________________________________ 888
Putina N. D. Systematization of Concepts of the Subject «Physics» in the Course of School Students’ Training to Solve Sums ___ 92
Sukhorukova L. N., Mirnova M. N. Cultural and Educational Activity of the Future Biology Teacher
in the Information-Educational Environment ________________________________________________________________ 98
Sinitsyn I. S., Kuptsov S. E. Training to Solve Settlement Geographic Problems Using Frame-Based Supports _______________ 105
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Korneva O. S. Formation of Students’ Information Competence in the Higher Economic Education System _________________ 109
Forkunova L. V., Koneva B. N. Оperational Research in Financial Situations by Means of Didactical Games ________________ 114
Kobozeva I. S., Chinyakova Yu. V. Formation of Future Teachers’ Economic Competence_______________________________ 120
Korableva A. A. Technology of Production Development of the Educational Subject in Part-Time Students’ Training __________ 124
Mishenkina E. V., Isaeva L. B., Sabitova R. R. Realisation of the Continuing Education Concept
in the Foreign Language-Based Learning Environment _______________________________________________________ 128
Prokhorova A. A. Development of the Multilingual Competence as a Competitive Advantage in the International Labour Market 132
Bgantseva I. V., Averina M. N., Solopov I. N. The Improving of Students’ Foreign Language Communicative Competence
Based on the Cognitive-Systematizing Approach ____________________________________________________________ 137
Efimova M. V. Grammatical Interference in Teaching German after English __________________________________________ 144
Baktybaev Zh. Sh. Use of Bloom's Taxonomy Technology in the University Educational Process _________________________ 150
Tikhomirova L. F. Motivation Features of the Educational Activity of Younger School Students with Mental Disorder ________ 154
Burykina N. M. Interaction of Teachers with a Family in the Course of Inclusive Training _______________________________ 162
Simanovsky A. E., Voronina S. N. Diagnostics of the Development Level of Social-Moral and Gender Ideas
of Preschool Children with Mental Disorder by Means of Animated Cinema ______________________________________ 168
Vacheyan L. A., Ivanova M. D. Motivational Readiness to School Training of Children with Vision Disorders _______________ 174
6
Стр.6
PSYCHOLOGY
Mazilov V. A. Psychology: Return to Democritus _______________________________________________________________ 178
Malyshev K. B., Malysheva O. A. A Multidimensional Typological Approach to Study Breeding __________________________ 189
Morogin V. G., Masilov V. A. Value-Need Tachistoscope Diagnostics of Corruption Behaviour (Part II) ____________________ 193
Kiseleva T. G., Obichkina T. D. Psycho-Pedagogical Support of Children with Functional Asymmetry of the Brain Hemispheres 204
Ivanova I. A., Kuimova N. N., Kornienko N. A., Tarasyuk A. A. Peculiarities of Self-Consciousness
of Persons with Neurotic Disorders_______________________________________________________________________ 209
Voronina M. E. Parents' Death and Psychological Wellbeing of a Middle-Aged Woman ________________________________ 214
Kolyshkina T. B., Markova E. V. Forming of Valuable Orientations by Means of Advertizing ____________________________ 221
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Lipsky V. N. A Shaping Phenomenon in Aesthetic and Art Culture _________________________________________________ 227
Firsov D. E. Intellectual Culture and Socio-Cultural Processes in the beginning of the 21st century ________________________ 232
Glazkova T. V. Personal as Public ___________________________________________________________________________ 237
Azov A. V., Yermolin A. V. Reception of Catholicism in Lev Karsavin’s Writings ______________________________________ 240
Yermolin A. V. Transformation of S. N. Bulgakov’s Attitude to Catholicism __________________________________________ 244
Simonova S. A. Ideas of the French Existentialism in Zh.-L. Godard's Movie «Breathless» _______________________________ 249
Khrenov N. A. 1970-s Cinema History: History of Generational Change or History of Change of Vision Systems? ____________ 253
Shapinskaya E. N. Opera on the Screen ______________________________________________________________________ 265
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Lyakh E. E. Early Christian Art Images in the Context of Studying History of 1–4th century Christianity ___________________ 271
Yurieva T. V. Russian Orthodox Iconostasis and Its Analogues in the Eastern Christian Cultural Traditions __________________ 277
Lukin O. V. Joachim Heinrich Campe in cultural, academic and linguistic paradigm
of the late 18th early 19th century Germany ________________________________________________________________ 282
Chukarev A. G., Demikhovskaya E. K. Goethe’s Friend and Companion-in-Arms – Russian Army General _________________ 287
Novikov M. V., Perfilova T. B. Receptions of Ja. Grimm’s Culturological Ideas
in F. I. Buslaev’s Folklore and Mythological Researches ______________________________________________________ 294
Peftiev V. I. France in M. Voloshin and K. Balmont's Poetry ______________________________________________________ 306
Astakhov O. Yu. Visible and Real in Vyacheslav Ivanov’s Symbolism Mythopoeic Content ______________________________ 312
Bochkareva O. V. Dialogue with S. P. Diaghilev: Art Criticism and Criticism Art ______________________________________ 317
Voronina N. E. A Creative Person’s Searches and Overcomings (on the example of actors of the Moscow Art Theatre) ________ 322
Svyatoslavsky A. V. M. Prishvin's diary as a unique phenomenon of «frontier» in literary creativity ________________________ 327
Burlina E. Ya. «Lear’s Commander Steps»: to the Problem of Updatings in Culture ____________________________________ 333
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Yermolin E. A. New Transparency: a Creative Person in the Network Publicity Format _________________________________ 337
Nazarova D. V. Medical Clowning As A Way Of Art Therapy In The Work Of Movie Actors ____________________________ 341
Shapiro B. L. Ritual and Ceremonial Forms in the Horse Riding Attire: Reception of Victorian Mourning in Russia ___________ 345
Malysheva N. L. Cinema as a Key to Understand Performance Art _________________________________________________ 350
Yakusheva L. A. Interpretation of Shakespeare’s «Macbeth»: Anniversary Edition and Non-anniversary Productions __________ 355
Kabatov S. A. Ritual Actions of Ancient Russian Population Concerning Building a New House __________________________ 361
Karandashev G. V. Peasant daily: the consumption of alcohol in the Russian province in the late XIX – early XX cent. ________ 369
SCIENTIFIC LIFE
Belkina V. N. Innovation in Preschool Education (results of the regional scientific-practical conference) ____________________ 373
Nizhegorodtseva N. V., Ledovskaya T. V. The interregional scientific and practical conference
with the international participation «Mental wellbeing of a modern family» _______________________________________ 375
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS __________________________________________________________________ 385
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin» and Requirements to
Typography of Manuscripts _______________________________________________________________________________ 391
7
Стр.7