6+ НАШ «ЭРМИТАЖ» Николас Берхем (1620 — 1683) ПЕЙЗАЖ СО СТАДОМ У РАЗРУШЕННОГО АКВЕДУКА. <...> Таким же было и творче ство Николаса Берхема, оста вившего огромное наследие — он написал около 800 картин. <...> Чтобы создавать такие картины со знанием дела, в 1640х годах Берхем специально совершил путеше ствие в эту южную страну, совсем не похожую на Голлан дию. <...> Как и все произведения Берхема, написана она мастерски, на полнена светом и вызывает у зрителя ощущение радости. <...> 6 В древний русский город Смоленск приглашает журналист Сергей Дёмкин. <...> 8 КАКИЕ экспонаты можно увидеть в барселонском Музее шоколада? <...> С его помощью установлено, когда и где обитали крупные доисторические млекопи тающие — шерстистые носороги, мамонты, стеллеровы коровы, пещерные медведи… Эти же геологические часы помогли устано вить возраст костей и бивней мамонтов ос трова Врангеля; останки оказались удиви тельно «молодыми». <...> 4 Радиоуглеродные часы Изобретены эти геологические часы были в 1949 году в Чикагском университете в хи мической лаборатории под руководством Уилларда Либби. <...> На нашей планете углерод существует в трёх вариантах: в виде двух стабильных изотопов — 12 го — 14 С и 13 С и одного радиоактивно С, или радиоуглерода. <...> Пока растение или любой орга низм живёт, происходит обмен веществ с ок ружающей его средой, Дерево, например, по В течение нескольких лет радиоуглерод 14С наряду со стабильными изотопами 12 и 13 С Елена ПЕТРОВА лучает углерод в виде углекислого газа из атмосферы. <...> В процессе жизни содержание радиоуглерода 14 С в животном или растении остаётся постоянным. <...> Когда же организм умирает, обмен углеродом с внешней средой прекращается; содержание радиоуглерода 14 С начинает уменьшаться, так как приток «свежего» заканчивается. <...> Радиоуглеродные часы показали, что ог ромные каменные могильные сооружения во Франции и в Бретани европейцы научи лись строить за 1000 лет до того, как в Во Схема круговорота углерода в природе <...>
А_почему?__№6_2014.pdf
Как и некоторые другие его
современники, Николас Бер
хем, родившийся в городе Хар
леме, принадлежит к «малым
голландцам». Эти слова, одна
ко, означают вовсе не то, что
дарования этих художников
были скромными: просто со
здавали они не огромные по
лотна, подобно Рембрандту,
а картины небольшого разме
ра. Это была живопись, специ
ально рассчитанная на людей
со скромным достатком —
горожан или крестьян, жела
ющих украсить произведени
ем искусства свой дом, а та
ких в Голландии тогда было
немало. Излюбленными тема
ми «малых голландцев» были
бытовые сцены, нередко ко
мичные, а также натюрмор
ты, пейзажи.
Таким же было и творче
ство Николаса Берхема, оста
вившего огромное наследие —
он написал около 800 картин.
Среди них много видов Ита
лии — в середине XVII века
они были в Голландии в боль
шой моде. Чтобы создавать
такие картины со знанием
дела, в 1640х годах Берхем
специально совершил путеше
ствие в эту южную страну,
совсем не похожую на Голлан
дию. Одну из его «итальянс
ких» картин вы и видите на
2й странице обложки. Как
и все произведения Берхема,
написана она мастерски, на
полнена светом и вызывает
у зрителя ощущение радости.
Современники отмечали, что
Николас Берхем и сам по приро
де был очень жизнерадостным
человеком. Работа за мольбер
том была художнику не в тя
гость, а, напротив, доставляла
огромное удовольствие, и его
картины создавались «вместе
с песнями и смехом».
© «А почему?», 2014 г.
КАКИЕ часы
измеряют века?
Стр. 4
Школьник Тим и всезнайка из
компьютера Бит продолжают своё
путешествие в мир ПАМЯТНЫХ ДАТ.
Стр. 6
В древний русский
город Смоленск
приглашает
журналист
Сергей Дёмкин.
Стр. 8
КАКИЕ экспонаты можно увидеть
в барселонском Музее шоколада?
Стр. 14
РАСКРОЮТ ЛИ
археологи все тайны
древних индейских
народов, населяющих
до Колумба Центральную
Америку?
Стр. 20
А ещё в этом номере «100 тысяч «почему?»,
«Со всего света», «Игротека»
и многие другие наши рубрики.
Пять тысяч ГДЕ,
семь тысяч КАК,
сто тысяч ПОЧЕМУ!
Редьярд Киплинг
Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации
к использованию в учебновоспитательном процессе
различных образовательных учреждений
1
Стр.3