2 ГОЛОСА МОЛОДЫХ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ Е.В. <...> Приводнова (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; fpo.mgu@mail.ru) В статье проанализированыразличные подходык определению по нятия гражданственности. <...> Дается определение гражданственности как интегративного качества личности, которое можно использовать в пе дагогических исследованиях. <...> В условиях проведения единой государственной политики по дальнейшему развитию и совершенствованию формирования гражданственности современной молодежи в педагогической на уке возрастает интерес к разработке новых подходов понимания сущности, содержания, направлений, методов, форм, средств и других важных аспектов формирования патриотизма. <...> От пра вильного определения сущности исходных понятий, знания осо бенностей системы образования, выявления потенциала средств народной педагогики зависит эффективность работы системы формирования гражданственности. <...> В проекте концепции новых образовательных стандартов от мечается значение социальных эффектов, которые потенциально может нести эффективное построение системы образования — «эффекты консолидации общества иформирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловече ской), снижение рисков социальнопсихологической напряжен ности между различными этническими и религиозными груп пами населения, эффекты социального “лифта” и социального “миксера” и достижения социального равенства отдельных лич ностей с разными стартовыми возможностями» [1: 7]. <...> Все назван ные эффекты интегрируются в понятии гражданского станов 117 ления, а активная гражданская позиция является продуктивной составляющей процесса формирования комплекса ценностных ориентиров личности. <...> Большинством исследователей признается бесспорным важ ность акцента на гражданскую составляющую в системе образо вания. <...> В условиях <...>