Молчанова СИНЕРГИЯ ВИЗУАЛЬНОГО И ВЕРБАЛЬНОГО В ХРОМАТИКЕ (ЖИВОПИСИ) КАК СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОД КОММУНИКАЦИИ Исследуется когнитивная невербалика в качестве эффективного поликодового механизма межкультурной коммуникации1. <...> Хроматика, изучающая роль цвета в общении и его воздействие на человека, рассматривается с семиотической точки зрения как синергия визуального (живопись) и вербального (название картины) семиотического кода коммуникации; устанавливаются типы и виды такого синергетического единства, их роль в реализации коммуникативной, познавательной и выразительной функций. <...> Цвет изначально имел сакральный смысл как один из кодов коммуникации, сначала в виде языческих и народных суеверий, затем как проявление религиозных ассоциаций. <...> Синергетическое единство визуального и вербального в живописи ведет к разгадке тайны предмета искусства, к достижению главной цели семиотического процесса коммуни2 См. <...> Как нитроглицерин состоит из нейтральных веществ — нитрогена и глицерина, в соединении производящих взрывной эффект, так и сочетание (синергетическое единство) вербалики (например, название картины) и невербалики (цвет, живопись) дает эффект потрясения, стимулирующий процесс декодирования. <...> Критики причисляют Рене Магритта или к сюрреалистам, сравнивая с Сальвадором Дали, или к авангардистам, однако наиболее прав сам художник, заметивший, что «он — художник мысли. <...> Так, нарисовав современный город, прохожего и белую розу на мостовой, он пишет название: «Ящик Пандоры». <...> И бело-розовый современный город с его красивостью и манящими иллюзиями раскрывал свою истинную суть соблазна и раздора. <...> Если собрать все картины одного мастера, то их цвета, смешавшись, создадут общий тон — это и есть карнация, индивидуальный цвет художника. <...> По такому же принципу смешиваются в нашей памяти разные цвета разных картин — и мы помним общий тон картин Сурикова (землисто-серый) и общий тон картин Петрова-Водкина <...>