Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №3 2015

МЕТОДЫ АНАЛИЗА РИТМА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСКЛЯДНЕВА
Страниц21
ID353446
АннотацияПроблематичность анализа ритма прозы до сих пор обнаруживает себя в отсутствии единого подхода к его изучению. Анализ основных исследований позволяет отчасти систематизировать многоцветие взглядов, а также проследить их взаимосвязи и трансформации, начиная с подходов, высказанных в начале XX в., и заканчивая методами, предлагаемыми в работах последних лет.
СКЛЯДНЕВА, П.А. МЕТОДЫ АНАЛИЗА РИТМА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ / П.А. СКЛЯДНЕВА // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2015 .— №3 .— С. 217-237 .— URL: https://rucont.ru/efd/353446 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№3 П. А. СКЛЯДНЕВА МЕТОДЫ АНАЛИЗА РИТМА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ Проблематичность анализа ритма прозы до сих пор обнаруживает себя в отсутствии единого подхода к его изучению. <...> Проблема ритма прозы затрагивалась еще в XIX в., однако широкое рассмотрение приобрела в начале XX в. <...> Условно исследования по вопросам ритма художественной прозы возможно разделить на несколько групп: 1) ритм прозы с точки зрения лингвистов, фонетический и психофизиологический аспект проблемы (работы А. Х. Востокова, В. <...> Марбе либо в сторону сближения, либо, напротив, противоположения (Е. Г. Кагаров, Ф. Ф. Зелинский); 4) группа двух исследователей — Д. Н. Овсянико-Куликовский и С. Д. Балухатый; 5) по сути, не объединение, сюда вынесены труды авторов, стоящих обособленно: Л. И. Тимофеев, В. М. Жирмунский, Б. В. Томашевский, М. М. Гиршман, М. Л. Гаспаров (статистический подход), Ю. Б. Орлицкий, С. И. Кормилов, Е. М. Брейдо («интервальная» точка зрения), М. И. Шапир. <...> Одна из важнейших идей этой работы насчет постоянства колона, по Востокову, — «прозодического периода» в 7–8 слогов, получила масштабное разви217 тие в дальнейших исследованиях прозаического ритма. <...> «Прозодический период» — группа слов, произносимая за один дыхательный период, объединенная фразовым ударением. <...> Помимо объединенности фонетической, «прозодический период» представляет собой и грамматическое единство. <...> Алгоритм, механизм поэзии с психологической точки зрения подробно был разработан в работе Л. С. Выготского «О влиянии речевого ритма на дыхание». <...> Выготский характеризует взаимодействие речевого ритма и ритма дыхания несколькими пунктами, являющимися основой эмоциональной реакции на поэтическое произведение. <...> Первый пункт: дыхание приспосабливается к речи, поэтому «речевой ритм произведения устанавливает соответствующий ритм и характер дыхания», ритм дыхания своеобычно воспроизводит ритм поэтического или прозаического фрагмента. <...> Широкое развитие теория стиха и прозы <...>