Предполаается, что обучающиеся на основе материалов пратиума выполняют рабочие задания по: • анализу фирменной струтуры отдельных стран; • анализу фирменной струтуры отраслей мировоо хозяйства; • изучению важнейших уровней аппарата управления рупнейших промышленных фирм; • принятию решений по вопросам повышения эффетивности производственной деятельности фирмы и инвестиционных проетов. <...> Особое место в пратиуме отводится вопросам финансовоо менеджмента: расчету эффетивности апиталовложений; анализу финансовой отчетности рупнейших фирм, в частности путем сопоставления важнейших эономичесих поазателей их деятельности, расчета оэффициентов собственности и оэффициента рентабельности собственноо апитала и их сравнения со средними поазателями по соответствующим отраслям хозяйства. <...> Расчеты проводятся на основе статистичесих поазателей о деятельности 500 рупнейших в мире фирм и банов, публиуемых журналом «Форчун» (США), а таже одовых отчетов фирм. <...> Пратиум предназначен для студентов вузов, лиц, обучающихся в маистратуре, слушателей шол бизнеса, изучающих дисциплину «Менеджмент», работниов сферы управления, широоо руа предпринимателей и специалистов по управлению международной деятельностью фирм. , на базе отороо стро1 Герчиова И.Н. Менеджмент: Учебни для вузов. <...> В частности, обучающийся должен знать: • наименование рупнейших в мире фирм, уметь написать их на руссом и анлийсом языах (возможно большее число); • наименование 10—15 фирм по отраслям: автомобилестроительная, производство элетронноо и элетротехничесоо оборудования, металлуричесая, нефтеперерабатывающая, химичесая, фармацевтичесая, пищевая, уметь определять страновую принадлежность аждой фирмы; • наименование пяти — семи рупнейших фирм по отраслям: авиаосмичесая, производство омпьютеров и омпьютерноо оборудования <...>
Менеджмент._Практикум._2-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебное_пособие._Гриф_МО_РФ._(Серия_Золотой_фонд_российских_учебников).pdf
УДК 658.01(075.8)
ББК 65.290-21ÿ73
Ã41
Ре це н зе н òû:
кафедра менеджмента и маркетинга МГИМО (Университета) МИД РФ;
ä-ð òåõí. наук ïðîô. Ì.Ì. Максимова;
заслуженный деятель науки, д-р экон. наук. проф. Г.Б. Поляк
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук,
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Герчикова, Ирина Никоновна.
Г41 Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов / И.Н. Герчикова.—
2-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 799
ñ. —
(Серия «Золотой фонд российских учебников»).
Агентство CIP РГБ
ISBN 5-238-00889-9
Учебный комплекс «Менеджмент» состоит из двух частей. Первая часть — учебник «Менеджмент»
(ЮНИТИ, 2004). Вторая часть — Практикум, цель которого состоит в приобретении
студентами практических знаний и навыков в области менеджмента в ходе выполнения
конкретных рабочих заданий, подготовки и принятия управленческих решений. На основе
материалов Практикума обучающиеся выполняют рабочие задания по изучению фирменной
структуры отраслей мирового хозяйства, подготовке документов для регистрации
фирмы, изучению важнейших уровней аппарата управления крупнейших промышленных
фирм, расчету эффективности производственной деятельности фирмы и отдельных проектов.
Важное место отводится вопросам финансового менеджмента: расчету эффективности
капиталовложений, анализу финансовой отчетности крупнейших фирм, в частности путем
сопоставления важнейших экономических показателей их деятельности, расчета коэффициентов
прибыльности продаж, рентабельности активов и т.д.
Для студентов вузов, слушателей школ бизнеса, работников сферы управления, широкого
круга предпринимателей.
ББК 65.290-21ÿ73
ISBN 5-238-00889-9
© È.Í.Ãåð÷èêîâà, 2004, 2005
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2005
Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми
средствами или в какой-либо форме, в том числе в
Интернет-сети,
издательства.
запрещается без письменного
разрешения
Стр.3
Оглавление
От автора
Тема 1. ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ФИРМ И АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Указатель таблиц темы 1
Раздел 1. Основные экономические показатели деятельности крупнейших
в мире фирм и банков
Раздел 2. Суммарные экономические показатели деятельности
500 крупнейших в мире фирм и банков
Раздел 3. Крупнейшие фирмы мира по отраслям промышленности
и основные экономические показатели их деятельности
Раздел 4. Крупнейшие в мире фирмы в торговле и в сфере услуг
и основные экономические показатели их деятельности
Раздел 5. Крупнейшие в мире банки, финансовые и страховые компании,
транспортные фирмы и основные экономические показатели
их деятельности
Содержание информационно-аналитической справки на фирму
Тема 2. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМАМИ В США
И В СТРАНАХ ЕС
2.1. Порядок образования и органы управления корпорациями в США
2.2. Порядок образования и органы управления фирмами в странах ЕС
(Германии, Франции, Бельгии, Англии)
2.3. Уставы фирм
Рабочие задания
Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУПНЕЙШИХ ФИРМ ПО ОТРАСЛЯМ
МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
3.1. Авиакосмическая и оборонная промышленность
«Боинг» (США)
«ЕАДС компани» (Голландия)
«Локхид Мартин корпорейшн» (США)
3.2. Автомобильная промышленность
«Дженерал моторс корпорейшн» (США)
«Форд мотор компани» (США)
«ДаймлерКрайслер» (Германия)
«Тойота мотор корпорейшн» (Япония)
3.3. Пищевая промышленность
«Нестле» (Швейцария)
3.4. Анализ организационных структур управления фирмами
Рабочие задания
798
3
5
9
13
77
107
147
165
180
183
183
192
213
225
226
226
226
236
239
245
245
259
272
300
337
337
372
401
Стр.799
Тема 4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ФИРМ
4.1. Стандарты финансовой отчетности компаний: международные (МСФО)
и американские (ГААП США)
4.2. Методика анализа финансовой отчетности компаний
4.3. Анализ финансовой отчетности компаний
«Дженерал моторс» (США)
«Форд мотор» (США)
«ДаймлерКрайслер» (Германия)
«Тойота» (Япония)
«Боинг» (США)
«ИБМ» (США)
«Бритиш петролеум» (Англия)
Рабочие задания
Тема 5. ТЕХНОЛОГИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Система показателей, используемых для проведения маркетингового
исследования
5.2. Содержание программы маркетинга по продукту
5.3. Содержание программы маркетинга по производственному отделению,
фирме (предприятию) в целом
5.4 Аналитические компьютерные маркетинговые программы
Контрольные вопросы
Рабочие задания
Тема 6. УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
6.1. Принятие решений по вопросам управления производством
6.2. Экономическое обоснование инвестиционного проекта
6.3. Оценка эффективности инвестиций
Рабочие задания
Тема 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ЦИКЛУ
«МЕНЕДЖМЕНТ»
7.1. Примерная программа дисциплины «Основы менеджмента»
7.2. Планы и методические рекомендации к учебным занятиям
7.3. Тематика аналитических справок, рефератов и курсовых работ
7.4. Перечень вопросов к экзамену
403
403
429
453
457
519
552
611
642
652
684
698
700
700
714
717
728
732
732
733
733
747
759
782
785
785
788
795
796
799
Стр.800