Владислав Тарасенко 7 Глава 1 Использование логики в управлении После освоения главы 1 вы должны: • развить: личные навыки постановки задач на разви• тие своего логического мышления уметь определять: специфику и основные принципы • логики как научного знания уметь выявлять: форму и содержание мышления, основные формы мышления и основные законы ло• гики уметь обсуждать: принципы и ограничения применения логики в управлении, связь логики и концепции научного менеджмента. <...> Асмус рассказал министрам о логике, о том, зачем она нужна руководителям партии и правительства. <...> В этом определении содержатся основные принципы логики как специальным образом организованного знания: • научность логики; • формальность логики; • нормативность логики. <...> Нормативность логики и ее законы Ранее было отмечено, что особенность логического мышления — способность различать форму мышления и содержание мышления. <...> Классическая и современная логика Историки философии различают классический (традиционный) и современный этапы развития логики. <...> Работа становится не иррациональным проявлением индивидуальности личности, а рациональной технологией, которую необходимо анализировать и моделировать средствами и инструментами логики. <...> С этой точки зрения задача руководителя, знакомящегося с этой книгой, — повысить качество управления и эффективность организации средствами и инструментами логики как своей ключевой компетенции. <...> Навыки логического мышления и навыки управления: совместное развитие Как связаны между собой ключевые компетенции руководителя и инструменты логики? <...> Суммируем уровни управления, инструменты логики и разделы нашей книги, где освещаются инструменты и способы их применения в отдельной табл. <...> Уровни управления в разделах книги Ключевые компетенции руководителя Поиск образа будущего и анализ проблем общества и организации Развитие профессионального языка, приемлемого для решения управленческих <...>
Логика_и_методология_управления._Книга_для_руководителя._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник..pdf
УДК 005.1(075.8)
ББК 60.80ÿ73
Ò19
Рекомендовано кафедрой бизнеса и стратегии
Института бизнеса и делового администрирования
Академии народного хозяйства
при Правительстве Российской Федерации
Рецензенты:
доктор философских наук В.И. Аршинов
доктор философских наук, профессор В.Л. Васюков
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Тарасенко, Владислав Валерьевич.
Т19 Логика и методология управления. Книга для руководителя:
учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям
«Экономика» и «Менеджмент» / В.В. Тарасенко.
— Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 367 ñ.
ISBN 978-5-238-01734-1
Агентство CIP РГБ
Подробно излагаются основные понятия логики и методологии в
контексте решения управленческих проблем и задач, стоящих перед современными
руководителями.
Рассматриваются вопросы использования логики в управлении, постановке
управленческих проблем. Даются представления об основных
формах логического мышления — понятии, суждении, умозаключении.
Обсуждаются представления об индукции и парадоксах в логике и управлении.
Анализируются вопросы аргументации и доказательства в практике
управления.
Для студентов экономических и управленческих специальностей,
слушателей МВА и практических работников — руководителей высшего
и среднего звена государственных, коммерческих и некоммерческих организаций.
ББК
60.80ÿ73
ISBN 978-5-238-01734-1
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2010
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.).
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2010
Стр.4
Оглавление
От автора
Глава 1. Использование логики в управлении
1.1. Логика как наука. Логика в науке
1.2. Логика — знание о формах и операциях мышления
1.3. Нормативность логики и ее законы
1.4. Классическая и современная логика
1.5. Научное управление и логика
1.6. Навыки логического мышления и навыки управления:
совместное развитие
Глоссарий
Резюме
Задания к дискуссии
Кейс для обсуждения
Вопросы для обсуждения и самоконтроля
Темы для дополнительного изучения
Библиографический список
Список интернет-ресурсов
Глава 2. Логика постановки управленческих проблем
2.1. Проблема как характеристика процесса познания.
Виды проблем
2.2. Логика и психология в постановке проблем
2.3. Отличие задачи от проблемы и формирование предметов
изучения
2.4. Этапы проблематизации (постановки проблем)
2.5. Псевдопроблемы и ошибки при работе с проблемами
2.6. Принципы и методы работы при постановке проблем
2.9. Матрица идей Ã. Буша
2.10. Метод ментальных карт при постановке проблем
2.11. Теория решения изобретательских задач Г. Альтшуллера
как инструмент постановки и решения проблем
2.12. Метод «Форсайт» в прогнозировании развития отраслей
и инноваций
2.15. Вопросно-ответная форма развития знания.
Вопрос и его функции
2.16. Типы и структура вопроса
363
3
8
15
17
24
26
28
32
36
36
37
37
39
40
40
40
42
47
49
50
52
53
55
2.7. Методы организации совещаний при работе с проблемой 58
2.8. Конструктивная критика как метод решения проблем
в управленческой практике
61
64
65
2.13. Типовые управленческие и организационные проблемы 74
2.14. Как построить матрицу организационных задач
69
70
75
78
80
Стр.365
2.17. Основные правила применения вопросов в управлении.
Ошибки в применении вопросов
2.18. Рекурсивная техника «рамка-результат» в личном
развитии и проектном управлении
Глоссарий
Резюме
Задания к дискуссии
Кейс для обсуждения
Обсудите следующие вопросы
Задания на практическую работу 1 «От проблем
к постановке задач» (Часть 1)
Задания на практическую работу 2 «Развитие личных
íàâûêîâ» (×àñòü 1)
Вопросы для обсуждения и самоконтроля
Темы для дополнительного изучения
Библиографический список
Список интернет-ресурсов
3.2. Отличие понятия от ощущения, восприятия,
представления, концепта и парадигмы
3.3. Нейрофизиология мышления, роль психики
в использовании понятий
3.4. Лингвистические особенности употребления понятий
3.7. Содержание и объем понятия. Виды понятий.
Операции с понятиями
3.8. Отношения между понятиями. Операции с понятиями
3.9. Логические операции с понятиями
3.10. Определение понятий
3.11. Стандарты менеджмента качества как инструмент
работы с понятиями и определениями
Глоссарий
Резюме
Задания к дискуссии
Задания на практическую работу 1 «От проблем
к постановке задач» (Часть 2)
Задания на практическую работу 2 «Развитие личных
íàâûêîâ» (×àñòü 2)
Задания на практическую работу «Анализ понятий»
Вопросы для обсуждения и самоконтроля
Темы для дополнительного изучения
Библиографический список
Список интернет-ресурсов
364
81
83
84
85
86
87
89
90
91
91
92
92
93
Глава 3. Понятие как инструмент мышления и управления 95
3.1. Понятие как форма мысли
99
103
107
113
3.5. Социокультурные особенности оперирования понятиями 123
3.6. Формирование терминологии и понятийного аппарата
как управленческая практика
126
128
130
132
134
136
141
141
141
142
142
143
143
144
144
144
Стр.366
Глава 4. Суждение, умозаключение, высказывания
и процессы организации
4.1. Суждение как форма мысли
4.2. Типы и структура простого суждения
4.3. Сложное суждение и язык логики высказываний
4.4. Логические операции в программе EXCEL
4.5. Формализация: как преобразовать суждения
о действиях в бизнес-процесс и алгоритм?
4.6. Составление блок-схем процессов
4.7. Модальные суждения
4.8. Использование анализа модальных суждений
в практике управленца
4.9. Дедуктивные умозаключения с импликациями
и дизъюнкциями в посылках
4.10. Непосредственные умозаключения
4.11. Категорический силлогизм
Глоссарий
Резюме
Задания к дискуссии
Кейс для обсуждения
Вопросы для обсуждения и самоконтроля
Темы для дополнительного изучения
Библиографический список
Список интернет-ресурсов
Глава 5. Индукция, причинность, аналогия, моделирование,
распознавание
5.1. Индуктивные умозаключения
5.2. Принцип детерминизма
5.3. Логический анализ причинно-следственных связей
в управлении
5.4. Диаграмма Исикавы «рыбий скелет» как инструмент
анализа причинно-следственных связей в управлении
5.5. ESCORT-ìàòðèöà в управленческой деятельности
5.6. Когнитивные карты и веполь-анализ в управлении
5.7. Аналогия, бенч-маркинг, «дилемма заключенного»
и моделирование
5.8. Моделирование поведения людей
5.9. Проблемы компьютерного моделирования интеллекта:
тест Тьюринга, Ньюэлл и Саймон против Джона С¸рля
145
152
153
158
164
166
169
171
174
176
181
182
187
187
188
189
189
191
191
192
193
199
204
209
213
215
218
221
227
233
5.10. Моделирование мышления в моделях нейронных сетей 245
5.11. Принципы моделирования в кибернетике и системном
подходе: входы, выходы, обратные связи
и жизнеспособные организации
5.12. Гипотеза и принципы ее обоснования
Глоссарий
365
249
257
262
Стр.367
Резюме
Задания к дискуссии
Задания на практическую работу 1 «От проблем
к постановке задач» (Часть 3)
Задания на практическую работу 2 «Развитие личных
íàâûêîâ» (×àñòü 3)
Вопросы для обсуждения и самоконтроля
Темы для дополнительного изучения
Библиографический список
Список интернет-ресурсов
Глава 6. Парадоксы и циклы в мышлении, логике
и управлении
6.1. Самореференция и парадоксы в логике и культуре
6.2. Управленческая деятельность как принятие решений
в ситуациях парадоксов и противоречий
6.3. Рекурсии в логике и языке
6.6. Кризисы и развитие как «петли» с позитивными
обратными связями
Глоссарий
Резюме
Задания к дискуссии
Задания на практическую работу 1 «От проблем
к постановке задач» (Часть 4)
Задания на практическую работу 2 «Развитие личных
íàâûêîâ» (×àñòü 4)
Задания на практическую работу 3 «Качественный анализ
кризисных “петель”»
Вопросы для обсуждения и самоконтроля
Темы для дополнительного изучения
Библиографический список
Список интернет-ресурсов
Глава 7. Аргументация и доказательство
7.1. Понятие и структура аргументации, доказательства
и опровержения. Метафоры аргументации
7.2. Этос, пафос и логос в аргументации
7.3. Противоречивость и уместность аргументации
7.4. Логические требования к доказательству
и опровержению в аргументации
7.5. Приемы аргументации
7.6. Уловки аргументации
7.7. Невербальные средства аргументации
366
263
264
265
265
265
267
268
269
270
273
6.4. Фракталы и L-ñèñòåìû 286
6.5. Рекурсии и «петли» в управлении сложными системами.
Теория Сороса
279
282
291
298
302
302
303
304
304
304
305
305
306
307
308
312
316
320
322
325
331
333
Стр.368
7.8. Тренировка навыков аргументации эффективного
пропонента
7.9. Публичное выступление
7.10. Структура спора, дискуссии и полемики
Глоссарий
Резюме
Задания к дискуссии
Задания на практическую работу 1 «От проблем
к постановке задач» (Часть 5)
336
338
341
342
343
344
Казус Вассермана (задания на письменную работу и спор) 346
Вопросы для обсуждения и самоконтроля
Темы для дополнительного изучения
Библиографический список
Список интернет-ресурсов
ПРИЛОЖЕНИЕ. Порядок проведения работ по диагностике
и системному анализу организации
1. Общие положения
2. Работа на вводном этапе
3. Работа на этапе формирования методов
и инструментов исследований
4. Работа на этапе проведения исследования
5. Анализ результатов исследования и подготовка отчета
о работах
345
347
348
348
349
350
350
350
356
357
359
367
Стр.369