Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Концепции современного естествознания (200,00 руб.)

0   0
АвторыЛавриненко В. Н., Ратников В. П.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц320
ID352130
АннотацияПредыдущие издания (ЮНИТИ, 1997, 1999, 2003) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели — помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение. Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы — от микромира до Вселенной.
Кем рекомендованоМинистерством образования Российской Федерации; Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
ISBN978-5-238-01225-4
УДК50(075.8)
ББК20я73-1
Концепции современного естествознания : учебник / ред.: В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников .— 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 320 с. : ил. — ISBN 978-5-238-01225-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/352130 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-238-01225-4 Агентство CIP РГБ Предыдущие издания (ЮНИТИ, 1997, 1999, 2003) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели — помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение. <...> © Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2007 Введение Настоящий учебник подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания», разработанной с учетом его требований. <...> Учебник предназначен для студентов вузов, а также для всех интересующихся вопросами современного естествознания и естественно-научной картиной мира. <...> Усвоение, пусть даже и в самом общем виде, основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естествознании, позволит сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, навыки критического осмысления действительности, целостное мировоззрение, что поможет им лучше овладеть избранной профессией. <...> Актуальность курса «Концепции современного естествознания» обусловлена также и тем, что в последнее время в нашей стране получили достаточно широкое распространение различные виды иррационального знания — астрология, магия, эзотерика, мистицизм, спиритизм. <...> Постепенно они вытесняют на периферию общественного сознания естественно-научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. <...> Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно утверждение методов естественно-научного познания и основанного на нем мировоззрения. <...> Ее содержание предполагает органическое соединение принципов универсального эволюционизма и системной самоорганизации при рассмотрении любых явлений <...>
Концепции_современного_естествознания._4-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебник._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 50(075.8) ББК 20ÿ73-1 Ê65 Рецензенты: кафедра социальной и политической философии Московского гуманитарного университета (зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. А.Э. Воскобойников); д-р филос. наук проф. Г.И. Иконникова и ä-ð òåõí. наук ïðîô. Â.Ñ. Торопцов Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Концепции современного естествознания: учебник для стуК65 дентов вузов / под ðåä. Â.Í. Лавриненко, Â.Ï. Ратникова. — 4-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 319 ñ. — I. Лавриненко, Владимир Николаевич, ред. ISBN 978-5-238-01225-4 Агентство CIP РГБ Предыдущие издания (ÞÍÈÒÈ, 1997, 1999, 2003) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели — помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение. Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы — от микромира до Вселенной. ББК 20ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01225-4 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 1997, 1999, 2003, 2007 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается б ез письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2007
Стр.3
Оглавление Введение Глава 1. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ 1.1. Специфика и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур Истоки и предмет спора двух культур «Науки о природе» и «науки о духе» Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур 1.2. Наука в духовной культуре общества Особенности научного знания Дисциплинарная организация науки 1.3. Этика науки Этика научного сообщества Этика науки как социального института Вопросы для самоконтроля Глава 2. НАУЧНЫЙ МЕТОД. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 2.1. Методы научного познания Общенаучные методы 2.2. Структура научного познания 2.3. Критерии и принципы научности Принцип верификации Принцип фальсификации Критерии научности 2.4. Границы научного метода Опыт Природа человека Инструментальная природа научного метода Вопросы для самоконтроля Глава 3. ЛОГИКА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА 3.1. Общие модели развития науки Концепция развития науки Т. Куна 315 3 7 7 8 11 19 22 23 24 27 27 29 32 34 35 35 40 47 47 48 49 49 50 51 52 52 54 55 55
Стр.316
Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса 3.2. Научные революции Понятие научной революции Аристотелевская научная революция Ньютоновская научная революция Эйнштейновская научная революция 3.3. Дифференциация и интеграция научного знания Дифференциация научного знания Интеграция научного знания 3.4. Математизация естествознания 3.5. Принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира Глобальный эволюционизм Синергетика — теория самоорганизации Общие контуры современной естественнонаучной картины мира Вопросы для самоконтроля Глава 4. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И МАТЕМАТИКА 4.1. Математика как наука, ее становление и развитие. Изменение предмета математики в процессе ее исторического развития Математика — универсальная наука Первый период Второй период Третий период Четвертый период 4.2. Объективные предпосылки математизации естественно-научного знания 4.3. Роль математики в развитии естественных наук Вопросы для самоконтроля Глава 5. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ 5.1. Макромир: концепции классического естествознания Концепции классической физики 5.2. Микромир: концепции современной физики Квантово-механическая концепция описания микромира Волновая генетика 316 56 59 59 60 61 62 65 65 66 67 68 69 72 77 79 81 81 81 82 83 84 84 85 86 94 95 98 98 103 103 110
Стр.317
Атомистическая концепция строения материи Элементарные частицы. Кварковая модель атома Физический вакуум 5.3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции Современные космологические модели Вселенной Проблема происхождения и эволюции Вселенной Структура Вселенной Вопросы для самоконтроля Глава 6. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА 6.1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки Представления о пространстве и времени в доньютоновский периол Ньютоновский период в развитии представлений о пространстве и времени Представления о пространстве и времени в XIX в. 6.2. Пространство и время в свете теории относительности А. Эйнштейна 6.3. Свойства пространства и времени Стрела времени Биологическое пространство и время Психологическое пространство и время Социальное пространство и время Вопросы для самоконтроля Глава 7. ХИМИЧЕСКАЯ НАУКА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ 7.1. Предмет химической науки 7.2. Концепции познания в химии 7.3. Учение о составе вещества Проблема производства новых материалов 7.4. Уровень структурной химии 7.5. Учение о химических процессах 7.6. Эволюционная химия Вопросы для самоконтроля 317 116 120 124 131 131 134 138 143 145 145 145 147 150 152 159 160 162 164 166 167 170 170 172 174 176 177 178 179 183
Стр.318
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИКИ 8.1. Предмет биологии, ее структура и этапы развития 8.2. Сущность живого и его основные признаки 8.3. Происхождение жизни Креационистская концепция Эволюционистская концепция 8.4. Структурные уровни живого 8.5. Клетка как «первокирпичик» живого, ее строение и функционирование. Механизм управления клеткой 8.6. Ген и его свойства. Генетика и практика 8.7. Современная теория биологической эволюции Традиционная биология Классическая теория биологической эволюции Синтетическая теория биологической эволюции 8.8. Биоэтика Вопросы для самоконтроля Глава 9. БИОСФЕРА. НООСФЕРА. ЧЕЛОВЕК 9.1. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере 9.2. Человек и биосфера 9.3. Система «ïðèðîäà — биосфера — ÷åëîâåê» Влияние природы на человека. Географическая среда Географический детерминизм. Геополитика Окружающая среда и ее компоненты Влияние человека на природу. Техносфера Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере Биосфера и космос 9.4. Противоречия в системе «природа — биосфера — человек» Сущность и источники противоречий Глобальные экологические проблемы человечества 9.5. Универсальный эволюционизм Вопросы для самоконтроля 318 185 185 187 190 191 191 195 196 198 204 205 206 208 211 217 219 219 222 223 223 225 228 229 231 233 238 238 240 242 244
Стр.319
Глава 10. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 10.1. Человек — дитя Земли 10.2. Проблема антропогенеза 10.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека 10.4. Биологическое и социальное в онтогенезе человека 10.5. Социобиология о природе человека 10.6. Социально-этические проблемы генной инженерии человека 10.7. Бессознательное и сознательное в человеке 10.8. ×åëîâåê: индивид и личность 10.9. Экология и здоровье человека 10.10. Актуальные проблемы охраны здоровья человека в России Вопросы для самоконтроля Заключение Важнейшие термины и понятия Именной указатель 246 246 250 257 261 267 269 273 277 281 285 294 296 300 310 319
Стр.320

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.