Первая часть книги посвящена истории развития Английского Просвещения; вторая — истории Французского Просвещения; третья — истории Немецкого Просвещения; четвертая — истории классической философии Немецкого Просвещения, философии Иммануила Канта. <...> Конкретной разновидностью философии Просвещения был деизм, согласно которому Бог, сотворив мир и вложив в него необходимые законы бытия, впоследствии совершенно не вмешивается в дела этого мира, в закономерное течение его событий. <...> Деизм эпохи Просвещения — одна из «форм материализма» (Ф. Энгельс <...> Критика средневековой схоластики, религии и феодальной церкви, религиозный скептицизм и вольнодумство, религиозное свободомыслие и атеизм (Вольтер, Д. <...> Английская просветительская мысль (как и вся философско-просветительская мысль Западной Европы), несмотря на материалистическую и даже атеистическую окраску, связана с деизмом. <...> Деизм — составная часть Просвещения — это рациональная и естественная религия. <...> Коллинз, Шефтсбери и др. (английские деисты) Никакие мысли не покажутся правильными, если они не были использованы для надлежащего направления самих себя, если они не получили должную строгую форму еще прежде, чем были высказаны. <...> Шефтсбери В основе человеческой природы лежит, в конечном счете, бескорыстное желание счастья другим, и наше моральное чувство заставляет нас считать добродетельными только те действия, которые вытекают, хотя бы частично, из этого желания. <...> В центре внимания Английского Просвещения XVIII в. был вопрос о соотношении разума и христианской веры, естественной религии и религии Откровения, а также проблемы философского характера: взаимосвязь материи и движения, степень материальной обусловленности сознания, взаимообусловленность свободы и необходимости и др. <...> Однако Английское Просвещение не ограничивалось рассмотрением вопроса о деизме и религии откровения. <...> Батлер) вели бесконечные споры о деизме и религии откровения <...>
История_философии._Европейское_Просвещение._Иммануил_Кант._Книга_3._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки._(Серия_Cogito_ergo_sum)..pdf
УДК 1(091)(075.8)
ББК 87.3(0)ÿ73-1
Ã92
Р е ц е н з е н т û:
кафедра социальной философии
философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
(çàâ. кафедрой ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Ê.Õ. Ìîìäæÿí)
заслуженный деятель науки Российской Федерации,
д-р филос. наук, проф. А.А. Миголатьев
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Â.Í. Липский
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
êàíä. ôèëîñ. íàóê, ä-ð þðèä. íàóê, ïðîô. Â.Ï. Малахов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Ã92
Грядовой, Дмитрий Иосифович.
История
(Ñåðèÿ «Cogito ergo sum»).
ISBN 978-5-238-02232-1
Агентство CIP РГБ
Даны содержательная характеристика основных этапов и тенденций
развития философского знания, краткое изложение наиболее значимых
идей основных философских школ и учений видных философов, определения
используемых философских терминов, а также схемы и таблицы,
облегчающие понимание излагаемого материала.
Непосредственное исследование первоисточников, составляющих
сокровищницу мировой философской мысли, позволило провести объективный
анализ философского наследия и избежать излишнего комментаторства.
Для
студентов университетов и вузов социально-гуманитарного
профиля аспирантов, преподавателей и всех проявляющих интерес к
изучению философии.
ББК 87.3(0)ÿ73-1
ISBN 978-5-238-02232-1
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2012
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21.07.2005 ã.)
Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2012
Иммануил Кант. Книга 3: учебник для студентов вузов /
Ä.È. Ãðÿäîâîé. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
философии. Европейское Просвещение.
— 471 ñ. —
Стр.3
Оглавление
От автора
Введение в философию эпохи Просвещения
Философско-просветительская мысль Западной Европы XVIII—XIX вв.
Часть I. Английская просветительская мысль XVIII в.
Глава 1. Деизм Английского Просвещения
1.1. Материализм Джона Толанда
Христианство без тайн 15 Материя и движение 16 Пространство 16
Самодвижение материи 17 Мышление 18
Пантеизм 19
1.2. Сэмюэль Кларк: Вездесущий Разум-Бог
О Боге и натуральной религии 21
Этика 22
1.3. Гуманизм Джона Энтони Коллинза
Рассуждение о свободомыслии 23
Теория познания 25
Теория вибраций и ассоциации идей 27
2.2. Джозеф Пристли: материя — деятельное начало
Деизм 30 Психофизическая проблема 31 Учение о необходимости 34
Политика 34
Глава 3. Этика Английского Просвещения
3.1. Энтони Эшли Купер Шефтсбери: нравственность
и моральное чувство
О религии и Боге 35 Принцип единства человека и природы 36 Понятие
добра 38 Автономия морали 38 Моральное чувство 39 Добродетельность 40
3.2. Фрэнсис Хатчесон — первый просветитель и философ
Шотландии 41
Учение о внутренних чувствах 43 Учение о красоте 43 Учение о морали 45
Часть II. Французская просветительская мысль XVIII в.
Вера и знание 55
4.2. Учение Жана Мелье
Социально-политическая концепция 56 Философская концепция 58
Глава 5. «Умеренное» крыло Французского Просвещения
5.1. Философские концепции Вольтера
Общая характеристика взглядов Вольтера 60
дилемма 61
5.2. Учение Шарля Луи Монтескь¸
Философская и социологическая концепции 64 Учение о государстве 65
5.3. Учение Этьена Бонно де Кондильяка
Первый этап 67
Второй период 69 Третий период 73
Глава 6. Радикально-демократическое крыло Французского
Просвещения
6.1. Концепции Æ.-Æ. Руссо
Философско-религиозные взгляды 77 Педагогические идеи 79
Социально-политические идеи 80
Художественное творчество 83
76
76
Первая философская
Вторая философская дилемма 62
63
66
49
Глава 4. Предыстория просветительской философии во Франции 54
4.1. Пьер Бейль — пионер Французского Просвещения
54
56
59
59
35
35
29
Свобода и необходимость 24
Глава 2. Психологическая школа Английского Просвещения
2.1. Размышления о человеке Дэвида Гартли
27
27
20
23
3
5
6
11
14
14
Стр.469
6.2. Мораль и политика Габриэля Бонно де Мабли
6.3. Теоретик утопического коммунизма Морелли
Учение о человеке 92 Натурфилософские взгляды 94 Онтологические
воззрения 95 Гносеологические воззрения 97 Этическая концепция 98
7.2. Философия Дени Дидро
Антирелигиозные и этические взгляды 101 Эстетическая концепция 106
Гносеология и методология 106 Материалистическое понимание природы 111
7.3. Философия Поля Анри Гольбаха
Учение о природе 116 Учение о человеке 123 Антропосоциальная
философия 128 Критика религии 131 Этическая концепция 134
7.4. Философия Клода Адриана Гельвеция
Метафизика Гельвеция 138 Теория познания 140
Антропосоциальная философия 145
Глава 8. «Младшее поколение» французских материалистов
8.1. Метафизика Леже Мари Дешана
Четыре тезиса Дешана 157 О религии 161 Социальная концепция 164
8.2. Сенсуализм Вольнея
Теория познания 167 Деизм 167
Социальные взгляды 169
8.3. Учение Сильвена Марешаля
Социальные взгляды 171 Материализм и атеизм 172
8.4. Учения Æ.À. Нежона и Ø. Бонне
8.5. Философские концепции Жана Батиста Рене Робине
Начала диалектики 176 Гилозоизм Робине 177
Материалистический сенсуализм 178
8.6. Учение Пьера Жана Жоржа Кабаниса
Часть III. Немецкая просветительская мысль
Особенности и источники Немецкого Просвещения 182
Глава 9. Предыстория просветительской мысли в Германии
9.1. Система взглядов Самюэля Пуфендорфа
Глава 10. Идеалистическая мысль и религиозное
свободомыслие в Немецком Просвещения
10.1. Всеобщая система знаний Христиана Вольфа
10.2. Философская концепция Александра Готлиба Баумгартена
10.3. Учение Христиана Августа Крyзиуса
10.4. Философские концепции И.Г. Ламберга, И.Н. Тетенса
и Г.С. Реймаруса
È.Ã. Ламберг 193 È.Í. Тетенс 193 Ã.Ñ. Реймарус 194
10.5. Учение Мозеса Мендельсона
Глава 11. Материалистическая мысль и религиозное
свободомыслие в Немецком Просвещении
11.1. Воинствующий атеизм Маттиаса Кнутцена
11.2. Философские воззрения Фридриха Вильгельма Штоша
11.3. Философские взгляды Теодора Людвига Лау
11.4. Учение Иоганна Христиана Эдельмана
11.5. Учение Иоганна Генриха Шульца
184
184
9.2. Философские воззрения Эренфрида Вальтера фон Чирнгауза 185
9.3. Философские взгляды Христиана Томазия
186
188
188
191
192
193
195
196
196
197
197
198
198
179
181
156
156
166
169
174
176
136
113
99
469
84
86
Глава 7. Материалистическая школа Французского Просвещения 89
7.1. Философия Жюльена Офре де Ламетри
90
Стр.470
470
Глава 12. Культурно-просветительская мысль
Немецкого Просвещения
12.1. Творчество Готхольда Эфраима Лессинга
Философия религии 201 Теория искусств 202
12.2. Эстетическая теория Иоганна Иоахима Винкельмана
12.3. Просветительское творчество Иоганна Готфрида Гердера
Учение об обществе 208 Культура и искусство 209
12.4. Энциклопедическое творчество Иоганна Вольфганга Г¸те
Диалектика 211 Эволюция природы 212 Общество и человек 213
Художественное творчество и искусство 214
12.5. Творчество Иоганна Фридриха Шиллера
Теория искусства 217
Часть IV. Классическая философия Немецкого
Просвещения. Философия Иммануила Канта
Жизнь И. Канта и его сочинения
13.2. «Докритический» период в философии И. Канта
и его естественно-научные труды
Предыстория создания космогонической концепции Канта 230
Космогоническая концепция И. Канта 232 Достоинства и недостатки
космогонической теории Канта 235 Вопрос о происхождении жизни
на Земле 238 Частные вопросы, касающиеся истории Земли 239
Философско-гносеологические взгляды И. Канта «докритического»
периода 241 Агностицизм в работах докритического периода 246
13.3. «Критический период» в философии И. Канта
и его философские труды
Глава 14. «Критика чистого разума». Гносеологическая
концепция Канта
14.1. Общая характеристика работы
14.2. «Критика чистого разума». Введение
Принцип «àïðèîðèçìà» 264 Учение о суждении 267
Трансцендентальная философия 271
14.3. Трансцендентальное учение о началах
Трансцендентальная эстетика 273
273
Трансцендентальная логика 278
«Аналитика понятий» (категории и их дедукция) 282 «Аналитика
основоположений» 288 Трансцендентальная диалектика 304 Учение
о разуме и проблема метафизики как науки 305 Критика
«рационалистической психологии» (паралогизмы разума) 309
Критика рациональной космологии (антиномии разума) 312
«Разрешение космологической диалектики» 317 Рациональная теология
(традиционные доказательства существования Бога) 320
14.4. Трансцендентальное учение о методе
«Дисциплина чистого разума» 324
324
«Êàíîí чистого ðàçóìà» 325
«Архитектоника чистого разума» (учение о метафизике) 325
«История чистого разума» 330
14.5. Краткие выводы из анализа «критической» философии Канта 331
Общая характеристика «критической» философии 331 Система идей
и структура «критической» философии И. Канта 333 Процесс познания 338
255
263
263
264
216
221
222
Глава 13. Философское и научное творчество Иммануила Канта 227
13.1. Творческая биография И. Канта
227
230
200
200
204
206
210
Стр.471
Глава 15. «Критика практического разума». Этическая
концепция Канта
15.1. Главная цель и основные задачи кантовской этики
15.2. Основные особенности и противоречивость
кантовской этики
15.3. Этика долга
15.4. Мир нравственности и учение о доброй воле.
«Метафизика нравственности»
Мир нравственности 346 Учение о «äîáðîé âîëå» 347
«Метафизика нравственности» 348
15.5. Максимы и императивы
15.6. Высший закон нравственности (категорический императив)
15.7. Постулаты чистого практического разума
15.8. «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»
15.9. Краткие выводы из анализа этики Канта
Глава 16. «Критика способности суждения
16.1. Общая характеристика «Критики способности суждения»
Рефлектирующая способность суждения 363 Понятие целесообразности
и способности души 365
16.2. Часть первая. Критика эстетической способности суждения
(Философская эстетика)
Книга 1. Аналитика эстетической способности суждения: аналитика прекрасного 368
Книга 2. Аналитика эстетической способности суждения: аналитика
возвышенного 378 Дедукция чистых эстетических суждений 390
«О сообщаемостиощущения» 395
«Î вкусе как некотором виде sensus
communis» 396 Об эмпирическом и интеллектуальном интересе
к прекрасному 397 Учение об искусстве 400 Краткие выводы из анализа
эстетики È. Канта 416
16.3. Часть вторая. Критика телеологической способности
суждения (Философия органической природы)
Проблема целесообразности в учении Канта об органической природе 421
Принцип целесообразности природы 423 Принцип «единства
многообразного в природе» 426 Понятие «природная цель» и понятие
«внутренняя целесообразность в организмах» 429 Понятие «конечной цели
природы» 431 Человек — высшая цель природы 432 Учение о архетипном
интеллекте 433 «Техника природы» 437 Критика догматических систем
объяснения целесообразности природы 437 Краткие выводы из анализа
телеологической способности суждения 440
Глава 17. Социально-политическое учение И. Канта
17.1. Мораль и право
17.2. «Всеобщее правовое гражданское общество»
17.3. Учение о государстве
17.4. Государство и социальная революция
17.5. «Ê вечному ìèðó»
Глава 18. Иммануил Кант в истории философии
18.1. Последователи и «критики» философии Канта
18.2. Кантианство
18.3. Неокантианство
442
443
445
448
450
451
457
457
461
463
18.4. Общая оценка учения Канта и его роль в истории философии 465
422
368
350
352
355
358
359
362
362
471
341
341
343
344
346
Стр.472